Информационная власть (в социальной психологии)
Информацио́нная власть (англ. informational power), тип социальной власти; основан на обладании достоверной (уникальной, актуальной, эксклюзивной) информацией. Этот тип социальной власти впервые описан Дж. Френчем и Б. Рейвеном в 1959 г. как разновидность экспертной власти, однако выделен в отдельный источник власти только в работе 1965 г. (Raven. 1965). Информационная власть опирается на убеждение, логику и информацию, которые использует человек О для того, чтобы оказать влияние на человека Р. Этот тип власти О над Р выражается в том, что человек О использует убеждающую информацию, логические аргументы для того, чтобы убедить человека Р осуществить какое-либо изменение. Например, руководитель даёт своим подчинённым убедительные аргументы относительно того, что изменение поведения может способствовать повышению производительности труда (Raven. 1993). Изначально имеет место коммуникация О, направленная на Р, затем происходит изменение, которое Р интернализирует, и тогда последующее воздействие и контроль со стороны О не требуются. Эта специфика информационной власти (социальная независимость изменения) отличает её от всех других видов социальной власти, т. к. во всех случаях происходящее изменение социально зависимо. Что касается контроля за исполнением, то он не требуется в случае экспертной, референтной и легитимной власти, но необходим в случае власти принуждающей и вознаграждающей (Raven. 1993). Как подчёркивает Рейвен, информация, которую использует человек О, может быть представлена прямым или косвенным образом. Экспериментальные факты говорят в пользу эффективности косвенной информации, т. н. подслушанных коммуникаций, по сравнению с прямой (Raven. 1993).