Имитационная управленческая игра
Имитацио́нная управле́нческая игра́, лабораторный экономический эксперимент, характерной особенностью которого является игровая природа используемой модели; одна из форм экспертизы. Проведение имитационной управленческой игры – специфическая форма коллективной деятельности по исследованию проблем и принятию управленческих решений. Первые управленческие игры появились в 1930-х гг. в СССР, затем в 1950-х гг. – в США.
В имитационной управленческой игре все или некоторые компоненты системы-прототипа представлены игроками или командами игроков, а процессы, протекающие в прототипе (преимущественно управленческие), – игровым поведением. Игроки или команды исполняют роли руководителей (работников) структурных подразделений, проектов и т. п. Компоненты прототипа могут отображаться формальными моделями: компьютерными программами, таблицами для ручной обработки информации и т. п. В предельном, часто встречающемся случае имитационная управленческая игра реализуется в виде взаимоотношений единственного игрока с компьютерной моделью. Близкими аналогами имитационной управленческой игры в других сферах человеческой деятельности являются детские ролевые игры, военные штабные игры, некоторые спортивные игры. Правила игры задают модель социально-экономического механизма (а иногда лишь его начального состояния вместе с допустимыми способами его изменения в ходе игры). Имитационные управленческие игры моделируют реально существующий или проектируемый прототип либо некоторую научную абстракцию.
В процессе проведения имитационной управленческой игры разыгрывается сценарий, моделирующий функционирование социально-экономической системы: мировой или национальной экономики, региона, проекта, предприятия. Обычно проведение имитационной управленческой игры состоит из нескольких шагов, последовательность которых моделирует течение реального времени. На каждом шаге игроки делают свои ходы – выбирают очередной акт своего поведения (например, принимают очередное управленческое решение), после чего определяется реакция системы на действия игроков. Эта реакция вычисляется формальной частью модели (с помощью компьютера или вручную – с использованием таблиц, номограмм, игральных костей и т. п.) либо неформально устанавливается специально привлекаемыми экспертами. В процессе выбора своего поведения игроки действуют (в соответствии с правилами игры) либо изолированно друг от друга, либо контактируя – как в пределах одной команды, так и за её пределами. Эти контакты создают дополнительные возможности для моделирования возникновения, существования и исчезновения коалиций, конфликтующих группировок и т. п. Проведением имитационной управленческой игры может управлять специалист – руководитель игры (игротехник). Он определяет разыгрываемый вариант сценария в начале или в ходе игры, задаёт особые условия, значения некоторых параметров. Важная часть проведения имитационной управленческой игры – обсуждение её участниками хода игрового эксперимента, выявившихся причинно-следственных связей и результатов игры.
Эффективность имитационной управленческой игры как инструмента познания основана на том, что игроки являются одновременно субъектами и – в качестве компонентов модели – объектами познания. С одной стороны, игрок вживается в роль и в интересы изображаемого им персонажа. С другой, – он остаётся самим собой и (самостоятельно или с помощью руководителя) формирует результаты имитационной управленческой игры. Активно участвуя в жизни модели, игроки глубже проникают в её сущность, постигают управляющие ею закономерности, приобретают опыт разумного поведения в возникающих в ходе эксперимента обстоятельствах и переносят полученный опыт на изучаемый прототип.
Имитационные управленческие игры создаются и проводятся в различных целях. Наибольшее распространение и признание они получили в дидактической сфере. Они являются активной формой приобретения навыков, качеств, умений, знаний. Игры этого класса называются учебными; они могут решать узкопрагматические задачи (обучение управлению строительством, ведению фермерского хозяйства и прочее) или развивать участников в самых разных направлениях (ознакомление со спецификой той или иной профессиональной деятельности, обучение искусству достижения консенсуса, введение в социальные реалии на пороге самостоятельной жизни и т. п.). Учебные имитационные управленческие игры могут создаваться для вовлечения специалистов в работу в новых проектируемых условиях (например, на фондовой бирже). Имитационные управленческие игры используются в исследовательских целях – как инструмент формирования новых знаний, суждений, представлений в процессе индивидуальной или коллективной специфической игровой экспертной деятельности, а также для подготовки практических решений – подобно тому, как военной операции предшествует штабная военная игра.