Грамматические школы
Граммати́ческие шко́лы, 1) в Древних Афинах начальные школы для мальчиков 7–12 лет (школа грамматистов) с преподаванием чтения, письма и счёта. 2) В Древнем Риме повышенные начальные школы (после элементарной) для детей патрициев и всадников с преподаванием латинской грамматики, римской литературы и греческого языка. Грамматические школы имели большое значение в Византии. 3) В России 17 в. школы при некоторых монастырях для изучения греческой и латинской грамматики и античной литературы. 4) В современной Великобритании и некоторых странах Содружества наций общеобразовательные средние школы, готовящие к поступлению в университет. В Великобритании отдельные грамматические школы появились уже в 7 в., но распространение получили в 12 в. В соответствии с церковным законом 1179 г. каждый епископат обязывался открывать грамматическую школу для подготовки духовенства. С 13 в. наряду с латинским языком и основами религии преподавалась также юриспруденция. В 14 в. появились грамматические школы, создаваемые на частные вклады, главным образом для детей бедного духовенства, мелких землевладельцев [первая – в 1387 в Винчестере (Уинчестере)]. С 1440 г. часть мест в грамматических школах отводилась для детей дворян. В эпоху Возрождения в некоторых грамматических школах началось преподавание математики, астрономии, географии, естествознания; вводилась плата за обучение. В эпоху Реформации был создан ряд школ по образцу Винчестерской (в Шрусбери, Чартерхаусе, Вестминстере и др.). К 16 в. грамматические школы оформились как сословные школы английской аристократии. В 16–17 вв. основной целью обучения стало классическое образование (латинская грамматика, риторика, античная история, география и мифология). В 1812 г. в программу обучения в грамматических школах были включены коммерческие дисциплины. Привилегированные грамматические школы в начале 19 в. получили официальное название «паблик скулз». В соответствии с Актом о школах (1869) грамматические школы были разделены на «неклассические» и «классические»; за последними укрепилось название «грамматические школы». С 1902 г. грамматические школы вошли в систему государственных школ. Школьная реформа 1965 г. способствовала поглощению части грамматических школ объединёнными школами.