Гессен Сергей Иосифович
Ге́ссен Серге́й Ио́сифович [16(28).8.1887, Усть-Сысольск, Вологодская губерния, ныне Сыктывкар, Республика Коми – 2.6.1950, Лодзь, Польша], российский педагог, публицист, один из основоположников сравнительной педагогики. Сын политического деятеля, юриста и публициста И. В. Гессена. В 1905 г. окончил гимназию, после этого жил в Германии, учился на философских отделениях Гейдельбергского (1905–1906) и Фрайбургского (1906–1909) университетов. В 1910–1914 гг. вместе с Ф. А. Степуном руководил русской редакцией международного философского журнала «Логос». После начала Первой мировой войны вернулся в Россию. В 1914–1917 гг. приват-доцент Петроградского университета. В 1917–1921 гг. профессор Томского университета, преподавал философию и педагогику.
На рубеже 1921–1922 гг. эмигрировал в Германию и стал профессором Русского научного института в Берлине. Один из организаторов общественно-педагогического движения русской эмиграции. В 1923 г. в Берлине опубликован на русском языке главный научный труд Гессена «Основы педагогики: введение в прикладную философию», посвящённый осмыслению и критическому анализу основных направлений российской и зарубежной педагогической мысли. В 1920–1930-х гг. «Основы педагогики» были переведены на многие европейские языки. В 1923–1934 гг. Гессен жил в Чехословакии. Один из редакторов издававшихся в Праге журналов «Русская школа за рубежом» (1923–1931) и «Русская школа» (1934–1940). Преподавал в Русском педагогическом институте имени Яна Амоса Коменского в Праге (1924–1928). С 1934 г. жил в Польше, получил гражданство этой страны. В 1936–1939 гг. профессор Свободного польского университета в Варшаве, одновременно сотрудничал с Варшавским университетом и институтом социальной педагогики. Во время Второй мировой войны преподавал на дому. С 1945 г. заведующий кафедрой педагогики Лодзинского университета. Автор трудов «Школа и демократия на переломе», «О противоречиях и единстве воспитания» (оба 1938), «Русская педагогика в ХХ столетии» (1939), «Структура и содержание современной школы. Очерк общей дидактики» (1947).
Центральное место в работах Гессена занимают этико-философские аспекты образования, главными целями которого он считал приобщение юношества к культуре человечества, формирование нравственной, свободной и ответственной личности. Рассматривал диалектическую взаимосвязь свободы и дисциплины как основу взаимоотношений между учителем и учеником. Развивал идеи социальной педагогики, критиковал принципы огосударствления и партийности образования.