Героический пейзаж
Герои́ческий пейза́ж, разновидность пейзажного жанра, пейзаж, в котором показывается величественность природы. Термин введён Р. де Пилем, который противопоставил героический пейзаж идиллическому, и, сопоставив его с эстетической категорией возвышенного, определил его как пейзаж, соединяющий природные и рукотворные объекты, способные передавать ощущение величественного и сверхъестественного. Идеалом такого пейзажа для него были работы Н. Пуссена. В рамках живописи классицизма 17–18 вв. (Г. Дюге, К. Ж. Верне, Й. А. Кох, С. Роза) героический пейзаж строился в соответствии с правилами классицизма, представлял идеальный итальянизирующий ландшафт с горами, морем, античными руинами, яркими природными явлениями (радуга, закатное или рассветное солнце), на фоне которого разворачивались мифологические и библейские сюжеты. Получил дальнейшее развитие в живописи романтизма (Т. Жерико, К. Д. Фридрих), которая отдавала предпочтение бурным состояниям природы (грозы, шторма, порывистого ветра и т. д.), разрабатывала мотивы горных утесов, заснеженных вершин, льдов, сломанных или засохших деревьев и т. п., а также приёмы их драматизации (эффекты контрастного освещения, выразительного сопоставления человеческой фигуры с явлениями природы), обогатила жанр достижениями натурной живописи.