Германия. Хозяйство. Внешняя торговля
Вне́шняя торго́вля Герма́нии. Германия занимает 3-е место в мире после Китая и США по объёму внешнеторгового оборота: 3052,1 млрд долларов США в 2021 г., доля в мировом товарном экспорте составила 7,3 %, импорте – 6,3 %. Сальдо внешней торговли традиционно положительное: стоимость товарного экспорта 1631,9 млрд долл., импорта – 1420,1 млрд долл. (2021). В товарной структуре экспорта и импорта Германии преобладают готовые изделия.
В экспорте доля готовых изделий составляет 86,4 % (около 73 % дают 5 товарных групп: продукция автомобилестроения, химической индустрии, общего машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, точной механики и оптики), на продовольствие приходится 5,6 %, полуфабрикаты – 4,8 %, топливо – более 2 %, сырьё – менее 1 % (2019). Экспортируется до 30 % продукции обрабатывающей промышленности, однако в некоторых отраслях на экспорт идёт более 1/2 выпускаемой продукции. Германия занимает 1-е место в мировом экспорте готовой химической продукции (13,7 % в 2020), а также в экспорте различных видов продукции общего машиностроения, точной механики и оптики. Главные статьи экспорта германского транспортного машиностроения – легковые и грузовые автомобили, авиационная техника, автомобильные и авиационные двигатели, а также средства подвижного состава железных дорог и некоторые виды морских судов. Германия – крупный экспортёр продовольствия и табачных изделий, продукции лёгкой промышленности (по экспорту одежды занимает 4-е место в мире после Китая, Вьетнама и Бангладеш, 2020).
В структуре импорта готовые изделия составляют 72,9 % (главные статьи – транспортные средства, машины и оборудование, наукоёмкая электронная продукция, химикаты, текстиль), топливо – 8,8 %, продовольствие – 7,9 %, полуфабрикаты – 6,9 %, сырьё – около 2 % (2019). Доля готовой продукции машиностроения и химической промышленности в германском импорте неуклонно растёт из-за углубления международной специализации в этих отраслях и расширения кооперационных связей германских производителей с предприятиями других высокоразвитых государств.
Около 2/3 внешнеторгового оборота Германии приходится на европейские государства [на страны Европейского союза (ЕС) 53,8 %, 2021]. Наиболее тесные связи сложились с Нидерландами, Францией, Италией, Австрией, Бельгией, Польшей и Чехией, а также с Великобританией, на которые приходится свыше 42 % германского экспорта и 41,4 % импорта (2021). На страны Азиатско-Тихоокеанского региона (включая Австралию и Новую Зеландию) приходится 20,5 % внешнеторгового оборота, США и Канаду – 8,5 %, Латинскую Америку – 2,4 %, Африку – до 2 % (2019). Из отдельных стран главные торговые партнёры Германии – Китай (7,5 % германского экспорта и 11,9 % импорта, 2021), США (соответственно 8,8 и 6,0 %), Нидерланды (7,3 и 8,2 %), Франция (7,4 и 5,1 %), Италия (5,5 и 5,4 %), Польша (6 и 5,7 %), Великобритания (4,7 и 2,7 %), Австрия (4,6 и 3,9 %), Швейцария (4,4 и 4,1 %), Чехия (3,4 и 4,1 %). В торговле с Китаем и Нидерландами Германия имеет резко отрицательный баланс, что обусловлено главным образом массовыми закупками дешёвой китайской электронной продукции, машин и оборудования и значительным объёмом реэкспорта из Нидерландов. Германия – главный торговый партнёр для большинства стран ЕС, а также для Швейцарии. Россия не относится к числу основных внешнеторговых партнёров Германии (1,9 % германского экспорта и 2,7 % импорта), в то же время во внешней торговле России доля Германии в 2021 г. составляла 7,3 %. Россия получает из Германии до 2/5 общего объёма импорта машин и оборудования, более 1/4 – лекарств и витаминов, до 1/5 – тракторов, автомобилей, автобусов и их частей.
Из-за систематического и значительного превосходства товарного экспорта над импортом текущий платёжный баланс положительный (212,5 млрд долл., 2021, оценка). Германия относится к числу ведущих в мире экспортёров не только товаров, но также капитала и разнообразных услуг (транспортных, профессионально-деловых, финансовых, страховых, торгово-посреднических, телекоммуникационных, компьютерных), однако баланс по внешней торговле услугами, в отличие от товарного, отрицательный.
Германия играет важную роль в международном движении капиталов. Прямые германские инвестиции за рубежом достигают 1375,9 млрд евро (2020). Традиционный для германских фирм регион инвестиций – Европа, в первую очередь страны ЕС (более 1/2 объёма инвестиций в 2020). В 1990–2000-х гг. отмечался ускоренный рост германских капиталовложений в экономику США, в 2010-х гг. рост замедлился (23 % в 1990; 40 % в 2003; 28 % в 2018, 30 % в 2020; германские инвестиции в США по объёму значительно превосходят американские инвестиции в экономику Германии), в 1990–2010-х гг. увеличивался объём германских инвестиций в страны Центральной и Восточной Европы и новые индустриальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии.
Германия – один из мировых лидеров на международном рынке ссудных капиталов, а также обеспечивает 11 % общего объёма экономической помощи развивающимся странам (2019).