Финансовый менеджмент
Фина́нсовый ме́неджмент, система знаний и инструментов эффективного управления финансами предприятий для достижения стратегических целей и решения тактических задач, направленная на максимизацию прибыли, стоимости бизнеса, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости компании.
Успех и выживание компаний зависят от решений, обеспечивающих постоянное финансовое равновесие в процессе развития.
Финансовый менеджмент помогает руководству предприятия определить, какой объём финансовых средств необходим для успешной работы хозяйствующего субъекта в условиях конкурентной среды; из каких источников можно получить эти средства и какова их рациональная структура; как осуществлять оперативное управление этими средствами, чтобы обеспечить устойчивость, доходность и платёжеспособность предприятия в кратко- и долгосрочном периодах.
Финансовый менеджмент выполняет несколько функций. Воспроизводственная функция предполагает, что предприятие в процессе своей деятельности должно быть обеспечено денежными средствами в полном объёме и с учётом сбалансированности собственных и заёмных источников. В рамках реализации распределительной функции определяется структура рационального использования имеющихся финансовых средств при выборе конкретных вариантов инвестирования, расчётов, платежей, отчислений, взаимоотношений с другими субъектами хозяйствования, перераспределения ресурсов для сохранения и увеличения величины капитала, доходов собственников. Организационная функция предполагает системный подход в управлении денежными потоками и фондами, взаимодействие функциональных структур предприятия для достижения намеченного финансового результата. Плановая функция основана на анализе хозяйственной деятельности предприятия и определении экономических пропорций развития. Стимулирующая функция обеспечивает необходимую мотивацию собственников и персонала. Контрольная функция означает контроль за управленческими решениями в области финансов, при этом предусматривается анализ причин отклонения от запланированных параметров.
Субъектами финансового менеджмента могут быть должностные лица финансово-экономических служб предприятия (отделы – финансовый, планово-экономический, ревизионный, внутреннего аудита, по работе с ценными бумагами; бухгалтерия и т. д.), во многих компаниях – финансовый директор (заместитель генерального директора по финансам или экономике). Решение по некоторым вопросам финансового менеджмента принимает собственник (например, по распределению финансового результата). К объектам финансового менеджмента относятся денежные поступления и выплаты, составляющие денежный оборот предприятия. Управление финансовыми средствами на предприятии ведётся по двум основным направлениям: как распорядиться имеющимися финансовыми ресурсами (управление активами баланса); как привлечь необходимые финансовые ресурсы (управление пассивами баланса).
Финансовый менеджмент основан на ряде концепций, разработанных в рамках современной теории финансов и применяемых для исследования тенденций на финансовом рынке. К ним относятся концепции дисконтированных денежных потоков (временно́й ценности денежных средств); структуры капитала; влияния дивидендной политики на курс акций; теории портфеля и оценки доходности финансовых активов; ценообразования опционов; эффективного рынка; компромисса между риском и доходностью финансовых активов и др.