Фармаковский Владимир Игнатьевич
Фармако́вский Влади́мир Игна́тьевич [27.3(8.4).1842, Вятка, ныне Киров – 1922, Петроград, ныне Санкт-Петербург], российский деятель народного образования и педагогической науки, педагог, литератор. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии (1865) В. И. Фармаковский стал преподавателем истории и русской словесности в Вятской женской гимназии и духовной семинарии, в 1869–1877 гг. избирался мировым судьёй. В 1877–1881 гг. по приглашению И. Н. Ульянова Фармаковский работал инспектором народных училищ в Симбирской губернии; впоследствии он неизменно называл себя его соратником, единомышленником и учеником. У них сложились хорошие взаимоотношения, основывавшиеся на общности нравственных принципов, близости взглядов в вопросах политической жизни и системы образования. В 1881–1885 гг. Фармаковский служил директором народных училищ в Оренбургской губернии, а в 1885–1895 гг. – Херсонской губернии, в 1895–1896 гг. – Псковский губернии. В 1896–1904 гг. занимал пост в Департаменте начального обучения Министерства народного просвещения. Своей деятельностью Фармаковский способствовал просвещению народов Поволжья, Приуралья, Юга России. Занимался проблемами организации системы начального образования, всеобщего обучения, единой школы, регионализации образования, охраны здоровья детей, школьного питания, дисциплины учащихся, а также подготовки народных учителей и обучения грамоте.
В. И. Фармаковский внёс значительный вклад в теорию трудового обучения. Будучи последователем К. Ю. Цируля, рассматривал ручной труд учащихся как самостоятельный учебный предмет, служащий их нравственному, умственному и эстетическому развитию, и одновременно как метод обучения, обеспечивающий взаимосвязь теории и практики, воспитывающий творческую личность. Помимо традиционных методов трудового обучения (показ, пример, упражнения), продвигал идеи устройства трудовых музеев при школах, экскурсий на предприятия, выставок ученических работ, ученических праздников. Он считал, что трудовой принцип должен охватывать все стороны школьной жизни. Фармаковским разработан также проект о введении всеобщего начального обучения в России (1903), предполагавший поэтапное его осуществление – с учётом различия экономических и культурных условий в отдельных регионах. Педагогические взгляды и труды В. И. Фармаковского, проникнутые стремлением к обновлению школьной практики, широко распространялись после Октябрьской революции 1917 г., с введением единой трудовой школы.