Фальков Валерий Николаевич
Фалько́в Вале́рий Никола́евич (род. 18.10.1978, Тюмень), российский государственный, общественный и политический деятель. Окончил Институт государства и права Тюменского государственного университета (2000). Ученик Г. Н. Чеботарёва.
Биография до 2003 г.
В 2000–2003 гг. учился в аспирантуре Института государства и права Тюменского государственного университета.
Кандидат юридических наук (2003; диссертация «Совершенствование правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации»). В своей диссертации предложил внести изменения в избирательное законодательство РФ. Призывал к законодательному оформлению принципов предвыборной агитации. Полагал, что действующее законодательство, характеризуя предвыборную агитацию, не учитывает наличие у субъекта соответствующей цели, ограничиваясь ссылкой на результат агитации. Указывал на необходимость законодательного регулирования призывов к участию и неучастию в выборах в целях пресечения злоупотреблений в данной сфере.
Организационная и преподавательская деятельность в Тюменском государственном университете
Заместитель заведующего кафедрой конституционного и муниципального права (2003–2007), заместитель директора по учебной работе Института государства и права (2007), проректор по дополнительному образованию и филиалам (2007–2011), директор Института права, экономики и управления (2011–2012), и. о. ректора (2012–2013), ректор (2013–2020) Тюменского государственного университета.
Председатель Совета молодых учёных и специалистов Тюменской области (2009–2011).
В 2010 г. организовал на базе Тюменского государственного университета межрегиональную многопрофильную олимпиаду для учащихся 4–11-х классов «Менделеев».
В 2015 г. под его руководством Тюменский государственный университет принял участие в президентском образовательном Проекте 5-100 с программой индивидуализации образования. Её целью стал отказ от классических образовательных программ и переход к индивидуальным учебным планам. Набор студентов по новой образовательной модели начался в 2017 г., а к 2019 г. охватил первокурсников всех подразделений университета.
В 2015–2020 гг. председатель Совета ректоров вузов Тюменской области. Курировал образовательную программу «Перспективы Тюменского региона: новые индустрии и кадровый потенциал», запущенную Московской школой управления «Сколково».
В 2018 г. открыл при университете Центр арктических инициатив, целью которого стала координация взаимодействия с региональными, национальными и международными организациями, осуществляющими деятельность по освоению, изучению и развитию Арктики, а также повышение эффективности образовательной и научной деятельности университета, связанной с изучением Арктики.
В рамках национального проекта «Наука» в 2019 г. активно участвовал в создании Западно-Сибирского научно-образовательного центра. Основными направлениями деятельности центра стали биологическая безопасность, внедрение новых технологий в нефтегазовую промышленность, а также исследования Арктики.
Общественная и политическая деятельность
Член Избирательной комиссии Тюменской области с правом решающего голоса (2006–2013).
В 2012 г. возглавил региональное отделение Ассоциации юристов России.
В 2013 г. выступил инициатором просветительского проекта «Открытая школа права».
В сентябре 2013 г. избран депутатом Тюменской городской думы, набрал 67,2 % голосов избирателей по одномандатному округу Тюмени. Председатель Комиссии по градостроительству и земельным отношениям Тюменской городской думы (2013–2016). Член регионального политического совета партии «Единая Россия» (2013–2020).
В сентябре 2016 г. избран депутатом Тюменской областной думы, набрал 51,7 % голосов избирателей по одномандатному избирательному округу. Председатель Комитета по социальной политике Тюменской областной думы (2016–2020).
В 2014 г. включён в резерв управленческих кадров под патронажем Президента РФ. Член Совета по науке и образованию при Президенте РФ (2018–2020). 15 января 2020 г. вошёл в состав рабочей группы по подготовке предложений по внесению поправок в Конституцию РФ.
На посту министра
21 января 2020 г. назначен министром науки и высшего образования РФ.
В марте 2020 г. представил комплекс мер по адаптации системы высшего образования к пандемии COVID-19. По предложению Фалькова создана рабочая группа из представителей Министерства науки и высшего образования и ведущих российских вузов. Предписал российским университетам, подведомственным Министерству науки и высшего образования, перейти на дистанционную форму обучения. Для оперативного реагирования на запросы вузов и оказания содействия в создании инфраструктуры для дистанционного обучения при министерстве был открыт ситуационный центр, принимавший от 30 до 50 заявок в день.
Предпринял ряд действий, связанных с трудоустройством студентов и выпускников в условиях пандемии. В апреле 2020 г. инициировал запуск программы трудоустройства студентов и выпускников на базе вузов, в которой приняли участие более 150 вузов и более 16 тыс. студентов. В июне выступил с намерением присоединиться к государственной программе содействия занятости населения, а также объявил о применении специальных мер по привлечению выпускников на исследовательские позиции в вузы и научные организации.
В апреле 2021 г. вместе с заместителем председателя Правительства РФ Д. Н. Чернышенко анонсировал программу развития сети университетских кампусов до 2030 г., подготовленную в рамках национального проекта «Наука и университеты». В качестве её цели было объявлено создание не менее 30 студенческих городков мирового уровня. В 2021 г. отбор в рамках конкурса прошли 8 заявок, в 2022 г. – 9 заявок. По состоянию на 2023 г. было начато строительство кампусов в Уфе, Челябинске, Нижнем Новгороде, Южно-Сахалинске, Новосибирске, Калининграде и Екатеринбурге.
В июне 2021 г. приступил к реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Основными целями программы являются содействие увеличению вклада российских вузов в достижение национальных целей развития РФ на период до 2030 г., сбалансированное пространственное развитие страны и обеспечение доступности качественного высшего образования в регионах РФ. Запланировано участие в гранте не менее 100 образовательных организаций, каждой из которых ежегодно будет предоставляться базовый грант в размере 100 млн руб. на проекты по социально-экономическому развитию региона. Также в рамках программы предусмотрено выделение специальных грантов на развитие университетов по итогам дополнительного конкурса на инновационное, территориальное и отраслевое лидерство. В ходе реализации программы университетам было выделено: в 2021 г. – 566 млн руб., в 2022 г. – 1,594 млрд руб., в 2023 г. – 1,588 млрд руб.
С 2022 г. принимает участие в проведении в РФ Десятилетия науки и технологий. Под руководством Фалькова подготовлен план из 18 инициатив (проектов), направленных на решение поставленных президентом РФ В. В. Путиным ключевых задач: привлечение талантливой молодёжи в сферу исследований и разработок; содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны; повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан РФ. Подводя промежуточные итоги программы, отметил, что за первый год более 8 млн школьников приняли участие во Всероссийской олимпиаде и более 7 млн обучающихся были вовлечены в научно-техническое творчество. Количество организаций, подключённых к площадке для размещения заказов и подрядов в сфере технологических услуг Sk RnD Market, составило более 800, а суммарная стоимость размещённых заявок – более 600 млн руб. Наконец, в просветительском марафоне Российского общества «Знание» в онлайн-формате приняли участие более 70 млн человек, а в Фестивале актуального научного кино ФАНК – более 1,5 млн зрителей в 82 регионах.
Также с 2022 г. осуществляет руководство интеграцией вузов новых регионов (Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей) в российскую систему образования. Принятый им комплекс мер предполагает приведение образовательных стандартов в соответствие, обновление материально-технической базы, повышение квалификации преподавателей, установление межуниверситетских связей и введение сетевых программ. По оценке самого Фалькова, первый и основной этап интеграции завершился к ноябрю 2023 г.