«Наука и университеты»
«Нау́ка и университе́ты» (до 2020 «Наука»), национальный проект в Российской Федерации. Реализуется в соответствии с указами президента РФ В. В. Путина от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утратил силу в соответствии с пунктом 11 указа президента РФ В. В. Путина от 7 мая 2024 № 309). Куратор – Д. Н. Чернышенко, руководитель (с 2020) – В. Н. Фальков, администратор – А. В. Омельчук.
Общие сведения
Национальный проект направлен на привлечение талантливой молодёжи в науку, повышение вовлечённости профессионального сообщества в эффективное решение важных вопросов в научной сфере, а также формирование у граждан полного представления о прорывных достижениях российской науки при взаимодействии государства, научного сообщества и бизнеса.
Согласно заявленным целям национального проекта, по итогам его реализации Россия должна войти в число 10 ведущих стран по объёму научных исследований и разработок. Для достижения этого национальный проект призван решить следующие задачи:
развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии;
развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям;
развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров;
развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок;
создание сети современных кампусов.
Основные направления реализации национального проекта
Создание молодёжных лабораторий
Открываются молодёжные лаборатории, оснащённые самым современным оборудованием, во главе с молодыми перспективными специалистами до 39 лет.
По итогам 2023 г. создано 740 таких лабораторий. В 2019 г. было создано 300 таких лабораторий в научных организациях, в 2020 г. – ещё 80 в 54 вузах, в 2021 г. – 120 лабораторий на базе организаций – участников научно-образовательных центров мирового уровня, в 2022 г. создано ещё 240 лабораторий, из которых 207 лабораторий – в научных организациях и вузах, а 33 – в университетах – кандидатах в рамках приоритетных стратегических проектов, заявленных в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Лаборатории создаются с открытием дополнительно 10 бюджетных ставок для исследователей в каждой новой лаборатории, ⅔ которых занимают молодые исследователи в возрасте до 39 лет.
В молодёжных лабораториях проводятся исследования в области биологии, генетики, медицины, математики, физики, химии, робототехники, экологии, агрономии, экономики и многих других наук.
В 2024 г. запланировано открытие 200 молодёжных лабораторий по следующим 10 направлениям: развитие Дальневосточного федерального округа, Арктика, малотоннажная химия, искусственный интеллект, приборостроение/станкостроение, медицина, климат, сельское хозяйство, востоковедение/африканистика, микроэлектроника. Таким образом, к концу 2024 г. всего будет открыто 940 молодёжных лабораторий.
Программа «Приоритет-2030»
Благодаря программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» национального проекта студенты получают возможность учиться в ведущих вузах и развивать науку с первого курса. Программа позволяет сконцентрировать ресурсы университетов для достижения национальных целей развития страны, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие вузов в социально-экономическом развитии субъектов РФ.
Цель программы – к 2030 г. сформировать в РФ более 100 прогрессивных современных университетов – центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.
Вузы ежегодно получают поддержку на реализацию своей программы развития.
В 2021 г. для участия в программе «Приоритет-2030» на конкурсной основе был отобран 121 университет из 52 субъектов РФ, из которых 106 университетов получили поддержку своих программ развития из средств федерального бюджета, а 15 университетов имели статус кандидата.
В результате проведённого дополнительного конкурсного отбора и ротации в 2024 г. участниками программы являются 142 университета из 56 регионов страны, из которых 118 университетов (включая 5 творческих вузов) получают поддержку программ развития из средств федерального бюджета, а 24 признаны начиная с 2024 г. кандидатами на участие в программе. Университеты могут находиться в статусе кандидатов в программу «Приоритет-2030» до трёх лет, реализуя свои программы развития за счёт привлечённого софинансирования. Среди 118 университетов 12 получают поддержку в рамках Дальневосточного трека и 42 – дополнительное финансирование в рамках специальной части гранта по одному из двух направлений:
исследовательское лидерство (15 вузов) – проведение прорывных научных исследований и создание наукоёмкой продукции и технологий, наращивание кадрового потенциала сектора исследований и разработок;
территориальное и (или) отраслевое лидерство (27 вузов) – социально-экономическое развитие территорий, укрепление кадрового и научно-технологического потенциала организаций реального сектора экономики и социальной сферы.
Формирование сети современных кампусов
В соответствии с целями национального проекта в РФ создаётся сеть современных кампусов. Один из основных принципов – это уникальность создаваемых объектов. В основные критерии отбора включён пункт о соответствии проекта кампуса стратегии развития региона, его расположения, т. е. способность кампуса отвечать на специфические вызовы, характерные именно для этого субъекта РФ с учётом его отраслевых, социально-экономических особенностей.
Физическое наполнение кампусов также зависит от потребностей, необходимых региону и вузам в каждом конкретном случае. Каждый кампус может включать в себя такой набор объектов, который отвечает запросам студентов, сотрудников вузов, а также горожан. Это функциональные зоны для проживания, образования, здравоохранения, культуры, спорта, досуга, торговли, общественного питания, библиотечные комплексы, объекты социального и коммунально-бытового назначения, коммерческой (предпринимательской) деятельности, стоянки для автомобильного и других типов транспорта.
Всего до 2030 г. должно быть создано 25 кампусов, а к 2036 г. – не менее 40. Отбор проектов первой очереди состоялся в 2021 г.: среди 27 заявок из 25 регионов были выбраны 8 проектов (в городах Екатеринбург, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Томск, Уфа и Челябинск), в 2022 г. среди 39 заявок из 34 регионов – 9 проектов (в городах Архангельск, Великий Новгород, Иваново, Пермь, Самара, Тюмень, Хабаровск, Южно-Сахалинск и на федеральной территории «Сириус»).
Создание научно-образовательных центров мирового уровня
Создаваемые в рамках национального проекта научно-образовательные центры (НОЦ) представляют собой объединения на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики. Инициаторами создания НОЦ являются субъекты РФ, в связи с чем направления работ НОЦ прежде всего ориентированы на интересы региона – инициатора его создания, на социально-экономическое и научно-технологическое развитие данного субъекта РФ. Реализуемые направления деятельности НОЦ соответствуют всем 7 приоритетам научно-технологического развития страны, установленным Стратегией научно-технологического развития РФ.
В 36 субъектах России уже работают 15 таких центров по 69 научным направлениям:
«Инновационные решения в АПК» (Белгородская область);
«Кузбасс» (Кемеровская область – Кузбасс);
Нижегородский НОЦ (Нижегородская область);
Пермский НОЦ мирового уровня «Рациональное недропользование» (Пермский край);
Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ (Тюменская область, Ханты-Мансийский округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ);
«Инженерия будущего» (Самарская область, Пензенская область, Тамбовская область, Ульяновская область, Республика Мордовия, Чувашская Республика);
Уральский межрегиональный НОЦ «Передовые производственные технологии и материалы» (Свердловская область, Челябинская область, Курганская область);
«Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» (Архангельская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ);
«ТулаТЕХ» (Тульская область);
Евразийский НОЦ (Республика Башкортостан);
«Север: территория устойчивого развития» [Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ];
«Енисейская Сибирь» (Красноярский край, Республика Хакасия, Республика Тыва);
«Байкал» (Иркутская область, Республика Бурятия);
«МореАгроБиоТех» (город федерального значения Севастополь, Республика Крым);
Межрегиональный НОЦ Юга России (Волгоградская область, Краснодарский край, Ростовская область).
Среди участников НОЦ на 2024 г. – 166 вузов, 150 научных организаций, 447 организаций реального сектора экономики.
В НОЦ мирового уровня проводятся исследования в сфере биотехнологий, медицины и здравоохранения, технологий обеспечения социальной стабильности, экологии и рационального природопользования, передовых цифровых технологий и инновационного производства, интеллектуальных транспортных систем и аэрокосмоса, новых материалов и энергетики, а также во многих других отраслях, достижение лидерства в которых должно обеспечить социально-экономический рывок в развитии субъектов нашей страны.
Формирование центров трансфера технологий
Для применения достижений учёных в реальном секторе экономики по национальному проекту формируются и развиваются центры трансфера технологий (ЦТТ), создаваемые на базе лучших университетов и научных организаций. С 2021 г. отобрано 38 организаций (из них 20 в 2023), создающих в своей структуре ЦТТ.
ЦТТ нацелены на формирование системного механизма капитализации конкурентоспособных результатов интеллектуальной деятельности и организацию устойчивого процесса трансфера технологий в ключевых для России направлениях стратегического развития, необходимого для обеспечения стабильного технологического суверенитета страны. Основными задачами ЦТТ являются выявление охраноспособных результатов научной деятельности, разработка стратегий их патентования и правовой охраны, структурирование сделок по лицензированию и коммерческим научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам.
Создание научных центров мирового уровня
В созданных в рамках национального проекта 17 научных центрах мирового уровня (НЦМУ) проводятся прорывные исследования и разработка генетических технологий для медицины, сельского хозяйства, промышленной микробиологии, развивается математика и ведутся исследования в области приоритетных вопросов научно-технологического развития страны.
НЦМУ разделены по направлениям работы: открыты 3 центра геномных исследований (все в Москве: Центр геномных исследований мирового уровня по обеспечению биологической безопасности и технологической независимости в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий, Курчатовский геномный центр, Центр высокоточного редактирования и генетических технологий для биомедицины), 10 научных центров, выполняющих исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технического развития [среди них: «Цифровой биодизайн и персонализированное здравоохранение» (координирующий центр в Москве), «Рациональное освоение запасов жидких углеводородов планеты» (Казань), «Сверхзвук» (Жуковский)] а также 4 математических центра – 2 в Москве (Математический институт имени В. А. Стеклова РАН, Московский центр фундаментальной и прикладной математики), Математический центр в Академгородке в Новосибирске и Санкт-Петербургский международный математический институт имени Л. Эйлера.
Создание установок класса «мегасайенс»
В соответствии с национальным проектом создаётся сеть установок класса «мегасайенс» – сверхмощных, дорогостоящих научных комплексов, с помощью которых учёные могут проводить исследования на мировом уровне. Сформированная сеть должна обеспечить создание прорывных технологий на основе синхротронных и нейтронных исследований.
Среди подобных установок: синхротроны «СИЛА» («Синхротрон-лазер»), «КИСИ-Курчатов» (Курчатовский специализированный источник синхротронного излучения), «РИФ» (Русский источник фотонов), «СКИФ» (Сибирский кольцевой источник фотонов), прототип импульсного источника нейтронов, высокопоточный реактор ПИК, коллайдер NICA. Каждая из установок ориентирована на научные результаты, которые невозможно получить больше нигде в мире.
Создание специализированных учебных научных центров
На базе ведущих университетов по национальному проекту создаётся сеть специализированных учебных научных центров (СУНЦ). Благодаря оказываемой поддержке из средств федерального бюджета обучение, проживание и питание для учеников СУНЦ бесплатны. СУНЦ позволяют создать цепь непрерывного обучения «школа – вуз», являясь начальной ступенью подготовки высококвалифицированных кадров и платформой для будущих молодых исследователей. В СУНЦ могут попасть ученики, проявившие выдающиеся способности, добившиеся успехов в учебной, научной (научно-исследовательской), творческой деятельности.
Подготовку в СУНЦ проходят школьники 8–11-х классов. Обучение построено в том числе по системе интерната, что позволяет осуществлять отбор наиболее одарённых старшеклассников из разных регионов России и создавать условия для их максимального погружения в учёбу, науку, творчество, определения с выбором научной специальности. В СУНЦ преподают лучшие преподаватели и эксперты вузов, на базе которых они создаются. Школьники участвуют в исследованиях и опытах, получают углублённые знания по определённым предметам в зависимости от направления СУНЦ.
К концу 2023 г. в 10 СУНЦ, действующих в Екатеринбурге, Казани, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Ставрополе и Якутске, обучались 3 448 человек, из которых в интернате проживало 2 119 человек.
Развитие экспедиционных исследований
Расширена программа экспедиционных исследований Мирового океана, объединяющая биологические, климатические, экологические, геологические, ресурсные исследования
с использованием самых современных методов и технологий. Полученные результаты направлены на обеспечение технологического лидерства и социально-экономическое развитие РФ. В морях России и в стратегически важных районах Мирового океана проведено более 200 экспедиций.
Формирование селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров
В рамках национального проекта по всей стране создаются селекционно-семеноводческие центры. К концу 2023 г. в структуре научных и образовательных организаций, расположенных в 27 субъектах РФ, созданы 35 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров для создания и внедрения в агропромышленный комплекс современных технологий на основе собственных разработок. На базе селекционных центров ведётся системная работа по таким ключевым для России культурам, как пшеница, кукуруза, ячмень, рис, соя, картофель, сахарная свёкла и т. д., а также по ряду полевых, овощных и плодовых культур. Кроме того, получают развитие и такие направления, как мясное и молочное скотоводство, овцеводство и козоводство, птицеводство и пчеловодство. Широкое региональное распределение селекционных центров позволяет вести научно-исследовательскую работу с учётом разнообразия почвенных и природно-климатических условий РФ.
Создание селекционных центров формирует цепочку полного инновационного цикла от фундаментальных разработок до массового производства новых продуктов, тиражирования отечественного селекционного материала и трансфера аграрных технологий в реальный сектор экономики, предоставляя необходимые условия для стабильного роста объёмов производства и реализации высококачественных семян конкурентоспособных сортов и гибридов отечественной селекции для обеспечения продовольственной безопасности страны. Также в селекционных центрах осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса, включая направление работников на повышение квалификации согласно специализации таких центров в российские и иностранные научные и образовательные организации.
Обновление приборной базы
В рамках национального проекта создаётся вся необходимая инфраструктура, в том числе проводится обновление научной приборной базы ведущих организаций. Закупается новое оборудование для вузов, научных центров, что позволяет проводить прорывные исследования и создавать актуальные для страны и мира разработки.
Важным требованием является рост объёма закупок отечественного оборудования. В 2021 г. этот показатель составлял 10 %, в 2022 г. – 15 %, в 2023 г. – 20 %, в 2024 г. для организаций утверждено значение по закупкам отечественного оборудования в объёме не менее 25 %.
С 2019 по 2024 гг. обновлена приборная база 274 организаций в 45 регионах РФ.
Программа «мегагрантов»
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения и государственные научные центры Российской Федерации» действует программа «Мегагранты», нацеленная на международное сотрудничество российских вузов и научных организаций с учёными мирового уровня и ведущими научно-образовательными центрами в сферах науки, образования и инноваций. Цель программы – создание в российских университетах и научных организациях исследовательских лабораторий мирового уровня под руководством ведущих российских и зарубежных учёных. Начиная с 2010 г. в России было создано 345 лабораторий мирового уровня для проведения исследований в более чем 150 вузах и научных организациях.
В 2023 г. 89 ведущих учёных из 24 стран мира (включая Россию) возглавили лаборатории; в проведении научных исследований приняли участие более 3 тыс. научных сотрудников; получено 145 грантов; опубликовано 795 научных статей в изданиях, индексируемых Web of Science; зарегистрировано 139 объектов интеллектуальной собственности.
В целях продолжения международного сотрудничества в 2024 г. во исполнение перечня поручений Президента РФ по итогам совместного заседания Государственного Совета Российской Федерации и Совета по науке и образованию от 10 февраля 2022 г. № Пр-290 будет обеспечена реализация не менее 10 научных проектов под руководством ведущих учёных в срок до 5 лет с возможным продлением проведения научных исследований на срок до 3 лет по решению Совета по грантам, а также будут привлечены не менее 10 молодых перспективных исследователей для участия в научных исследованиях на срок до двух лет.
Ассоциированные с национальным проектом «Наука и университеты» программы и проекты
Федеральный проект «Передовые инженерные школы»
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» реализуется в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 6 октября 2021 г. (в редакции от 14 марта 2022) № 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» и постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2022 г. № 619 «О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ». Создаваемые в рамках проекта школы призваны решать передовые инженерные задачи вместе с индустриальными партнёрами и готовить кадры для высокопроизводительных секторов экономики страны.
В соответствии с проектом на базе ведущих вузов страны в 2022 г. созданы 30 передовых инженерных школ, в 2024 г. – ещё 20. По поручению Президента РФ к 2030 г. планируется создать 100 передовых инженерных школ. Проект является значимым шагом на пути к обеспечению технологического суверенитета страны.
К концу 2023 г. количество студентов передовых инженерных школ превысило 6 тыс. человек, из которых 920 лучших получили гранты для прохождения практик и стажировок, в том числе в формате работы с наставниками. Более 7,9 тыс. преподавателей и представителей управленческих команд передовых инженерных школ повысили свою квалификацию, пройдя стажировки на базе высокотехнологичных компаний, более 7,4 тыс. инженеров прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования в передовых инженерных школах. По поручению Президента РФ предусмотрено привлечение к участию в деятельности передовых инженерных школ талантливых школьников, рассматривающих для себя получение инженерного образования. До конца 2024 г. участие в профориентационных программах на площадках передовых инженерных школ примут свыше 11 тыс. учащихся.
Деятельность передовых инженерных школ строится вокруг приоритетных задач, которые стоят перед национальной экономикой. С передовыми инженерными школами уже работают свыше 150 индустриальных партнеров, а на исследования и разработки в интересах бизнеса из внебюджетных источников привлечено 9,7 млрд рублей.
Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства»
Для создания инструментов для адаптации университетов к меняющимся реалиям в бизнес-среде и условий для разработки инновационных и технологических стартапов распоряжением Правительства РФ от 6 октября 2021 г. № 2816-р (в редакции от 14 марта 2022) «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» был запущен федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства».
Он позволяет сформировать экосистему для развития предпринимательства ещё в университетах и направлен на раскрытие предпринимательского потенциала молодёжи. В результате реализации проекта запланировано появление в России к 2030 г. 30 тыс. новых университетских стартапов и 150 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест.
Проектом предусматриваются:
проведение тренингов предпринимательских компетенций в вузах страны, направленных на раскрытие способностей молодёжи к предпринимательству (к концу 2023 тренинги прошли более 85 тыс. студентов);
создание «Предпринимательских точек кипения» (ПТК) – пространств развития предпринимательства в вузах для привлечения инвестирования в лучшие технологические стартапы. Создание ПТК позволит организовать работу профессиональных наставников и отвечающих за организационную поддержку команды стартапа специалистов со студенческими командами и проектами стартапа на круглогодичной основе;
создание университетских стартап-студий, ориентированных на быструю проверку бизнес-идей и массовое «производство» новых компаний (в 2023 создано и поддержано 22 университетских стартап-студии; планируется, что к 2030 будут действовать 50 «фабрик стартапов»). При этом источником бизнес-идей может становиться технологический предприниматель-партнёр, фонд инфраструктурных и образовательных программ или корпорация, учитывая компетенции того или иного вуза. Это даёт возможность студентам и сотрудникам вуза получить опыт технологического предпринимательства с эффективной поддержкой и в безопасных условиях;
проведение на базе университетов акселерационных программ (до 150 в год), призванных поддержать проектные команды и студенческие инициативы, а также усовершенствовать идеи студенческих команд и усилить их компетенции. Программы включают лекции, образовательные программы и семинары, установление полезных связей, встречи с наставниками и экспертами;
конкурс «Студенческий стартап», направленный на создание студентами стартапов, которые находятся на начальной стадии реализации и имеют большой потенциал коммерциализации. Ребята, стремящиеся разработать производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований, могут претендовать на грант в размере 1 млн руб.