Эвристика доступности
Эври́стика досту́пности (англ. availability heuristic), вынесение суждения о вероятности чего-либо с опорой на лёгкость нахождения соответствующих примеров. Эвристика – совокупность приёмов, упрощающих и ускоряющих решение задач, принятие решения или вынесение суждения. Эвристики облегчают и ускоряют процесс, но не всегда ведут к рациональному или оптимальному ответу. Термин «эвристика доступности» введён в 1973 г. Авторы понятия – американские психологи А. Тверски и Д. Канеман (Tversky. 1973).
Эвристика доступности основана на доступности примеров. Чем проще вспомнить какое-либо событие, тем более вероятным оно будет казаться, и, соответственно, чем труднее мы находим пример, тем менее частотным и менее вероятным кажется событие. Зависимость оценки вероятности от лёгкости вспоминания примеров может приводить к ошибкам. В рамках эвристики доступности люди склонны считать более связанными между собой события, которые легче представить вместе. Этот феномен носит название иллюзорной корреляции.
Чтобы проверить свои предположения относительно эвристики доступности, А. Тверски и Д. Канеман провели следующий эксперимент. Каждый участник эксперимента получил 4 списка имён: два – с именами 19 известных мужчин и 20 менее известных женщин и ещё два – с именами 19 известных женщин и 20 менее известных мужчин. Участников разделили на две группы. Одну попросили вспомнить как можно больше имён из всех списков, другую – ответить, какие имена чаще встречаются. В обеих группах испытуемые больше и легче воспроизводили имена знаменитостей, несмотря на то что они были подобраны таким образом, чтобы частота встречаемости этих имён была низкой.
Эвристику доступности активно используют в СМИ и рекламе. Компании вкладывают значительные средства в рекламу, чтобы продукт был знаком покупателю, и, когда он подумает об определённом товаре, у него сразу возникал бы образ продвигаемой марки. В зависимости от того, как часто и эмоционально журналисты описывают происшествия, последние могут восприниматься как более или менее вероятные. Аналогично, если человек часто видит репортажи о победителях в лотереях, он может воспринимать выигрыш как нечто возможное с высокой долей вероятности и будет завышать свои шансы на получение приза.