Есипов Борис Петрович
Е́сипов Бори́с Петрóвич [2(14).5.1894, село Полом Глазовского уезда Вятской губернии, ныне Кезский район, Удмуртия – 21.2.1967, Москва], российский педагог, учёный-дидакт, организатор народного образования, член-корреспондент Академии педагогических наук (АПН) РСФСР (1950).
Родился в семье волостного писаря. Окончил Поломскую начальную школу (1905), Глазовскую мужскую гимназию (1913), историко-филологический факультет Петроградского университета (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) (1917). В апреле 1917 г. вернулся на родину, активно участвовал в установлении советской власти в сёлах Полом, Зура и Игра Глазовского уезда (лето – осень 1917), был избран членом исполкома Глазовской уездной земской управы и введён в её коллегию. После Октябрьской революции 1917 г. и упразднения земских органов в Глазовском уезде в начале 1918 г. стал секретарём Глазовского уездного Совета народного хозяйства. С августа 1919 г. работал заведующим школьным подотделом Глазовского уездного отдела народного образования и одновременно учителем истории в школе 2-й ступени г. Глазов (с 1918 по 1922, с перерывами). В 1920 г. на заседании Глазовского уездного исполкома представил доклад о тяжёлом положении учительства и школьного дела на местах, затем направил его в Совет народных комиссаров для ознакомления В. И. Ленину. Доклад без сокращений был опубликован в газете «Правда» в виде статьи «А этот фронт всё еще забыт» 11 января 1921 г. В августе 1922 г. Есипов назначен заведующим подотделом социального воспитания при областном отделе народного образования в Ижевске.
В 1923 г. вызван на работу в Москву. Принят методистом-инспектором в отдел единой трудовой школы Главного управления социального воспитания Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) РСФСР, познакомился с Н. К. Крупской, которая пригласила его в научно-педагогическую секцию Государственного учёного совета Наркомпроса РСФСР (член в 1923–1928). Занимался составлением учебных планов и программ для школ, подготовкой съездов и конференций работников народного образования. В 1928–1931 гг. работал научным сотрудником Института методов школьной работы (ныне Институт стратегии развития образования РАО), возглавлял научно-исследовательскую группу по проблемам начальной школы, руководил широкомасштабными исследованиями по изучению и анализу процессов обучения и воспитания. В 1931–1933 гг. научный сотрудник в Программно-методическом институте, затем руководитель группы начальной школы в школьном управлении Наркомпроса РСФСР (1933–1934), доцент кафедры педагогики Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина (ныне Московский государственный педагогический университет) (1932–1936), старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института при Высшем коммунистическом институте просвещения (1936–1937), старший научный сотрудник Института начальной школы (1938), заведующий кафедрой педагогики в Московском городском институте усовершенствования учителей (ныне Московский институт открытого образования) (1938–1941).
Центральная проблема научных поисков Есипова – совершенствование школьного урока. Несколько лет он посвятил вопросу обобщения передового педагогического опыта. Итогом стал выход его первой книги «О качестве урока в начальной школе» (1932) и успешная защита кандидатской диссертации «Процесс обучения в начальной школе в опыте лучших учителей» (1938). Он также создал (в соавторстве с Н. К. Гончаровым) первый советский учебник «Педагогика» для педагогических училищ (1938).
С началом Великой Отечественной войны ушёл добровольцем на фронт, воевал в составе дивизии народного ополчения (июль – декабрь 1941). После тяжёлого ранения несколько месяцев провёл в госпитале в г. Прокопьевск Кемеровской области.
Вернулся в Москву. В 1942–1943 гг. трудился заведующим отделом школьной работы Наркомпроса РСФСР. После создания АПН РСФСР (1943) в 1944 г. назначен старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института (НИИ) теории и истории педагогики в составе АПН. В разные годы занимал в этом НИИ должности заведующего кабинетом дидактики (1944–1948), заместителя директора по научной работе (1948–1951), директора (1951–1955), заведующего сектором дидактики (1955–1960), старшего научного сотрудника сектора основ педагогики (1960–1967).
В 1950 г. избран членом-корреспондентом АПН РСФСР.
Несмотря на большую административную нагрузку в системе Наркомпроса и в АПН РСФСР, Есипов постоянно занимался разработкой проблем дидактики. В 1940–1950-е гг. вышли его книги: «Урок в начальной школе (Элементарная дидактика)» (1944), «Воспитание мышления у учащихся в процессе обучения» (1946), «Анализ урока» (1947), «Активизация мышления учащихся в процессе обучения» (1949), «Организация и воспитание коллектива школьников в свете учения А. С. Макаренко» (1956). Есипов написал несколько глав в учебнике по педагогике для педагогических институтов (1956, под редакцией министра просвещения РСФСР, президента АПН РСФСР И. А. Каирова). В 1957 г. была опубликована фундаментальная работа «Дидактика», в которой обобщены различные стороны теории обучения (в соавторстве с М. А. Даниловым; Есипов – редактор и автор 4 глав книги). В 1962 г. он издал монографию «Самостоятельная работа учащихся на уроках», за которую был удостоен второй премии АПН РСФСР. Монография «Основы дидактики» (1967), в которой Есипов был редактором и автором нескольких глав, вышла вскоре после его смерти.
Он организовал лабораторию по изучению педагогического наследия А. С. Макаренко. Итогом скрупулезной работы стало издание первого собрания его сочинений в 7 томах (завершено в декабре 1952).
Есипов – автор классификации типов уроков по дидактической цели и месту в системе уроков: комбинированный или смешанный урок; урок изучения нового материала; урок закрепления знаний; урок обобщения и систематизации изученного; урок выработки и закрепления умений и навыков; урок контроля и проверки знаний.
Признанием заслуг Б. П. Есипова в области педагогики стало присуждение ему в 1963 г. учёной степени доктора педагогических наук без защиты диссертации, по совокупности научных работ. Ему было также присвоено звание профессора (1963).
Вёл большую редакторскую работу. Был заместителем главного редактора журнала «Начальная школа» (1936–1947), главным редактором журнала «Советская педагогика» (1948–1952), членом редколлегии издания «Педагогическая энциклопедия», вышедшего в 1960-е гг. в 4 томах, членом редакционно-издательского совета АПН СССР. Исполнял обязанности заместителя председателя экспертной комиссии по педагогическим наукам Высшей аттестационной комиссии СССР, члена научно-методического совета по педагогике высшей школы при Министерстве высшего образования СССР, был членом комиссии по присуждению премий имени К. Д. Ушинского, членом ряда диссертационных советов. Под его руководством были защищены пятнадцать докторских и кандидатских диссертаций.
Есипов занимался популяризацией науки: пятнадцать лет возглавлял педагогическую комиссию при президиуме Всесоюзного общества «Знание».
Награждён тремя орденами Трудового Красного Знамени (1944, 1951, 1966); медалями «За оборону Москвы» (1944), «За победу над Германией» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945); медалью К. Д. Ушинского (1954).