Эффект визуальной привлекательности
Эффе́кт визуа́льной привлека́тельности (англ. aesthetic-usability effect), влияние эстетической привлекательности интерфейса на воспринимаемое удобство, при котором более эстетичный интерфейс кажется пользователям более удобным. Эффект был впервые продемонстрирован в 1995 г. Куросу Масааки и Касимурой Каори, которые в своём исследовании показывали 26 вариантов интерфейса банкомата 252 испытуемым. Каждый вариант оценивался по двум характеристикам – насколько он выглядит простым в использовании и насколько выглядит красивым. Полученная корреляция между оценками эстетической привлекательности и воспринимаемого удобства была выше, чем связь между привлекательностью и фактическим удобством использования.
Более поздние исследования включали не только демонстрацию интерфейса, но и его использование. Например, Н. Трактинский и коллеги сначала показывали испытуемым интерфейсы разной степени привлекательности и удобства, а затем просили выполнить с их помощью несколько практических задач. При этом испытуемые дважды оценивали эстетическую привлекательность и удобство интерфейсов – до и после взаимодействия. Результаты показывают положительную корреляцию между эстетикой и воспринимаемым удобством использования как до использования, так и после него (Tractinsky. 2000).
М. Хассенцаль и Э. Монк провели обзор 15 статей о корреляциях воспринимаемой эстетики с воспринимаемым удобством использования (Hassenzahl. 2010) и показали, что все приведённые в них связи положительны, но имеют существенный разброс. Авторы связали вариабельность с методологическими расхождениями в рассмотренных ими работах. Кроме того, они указали на недостатки дизайна предыдущих экспериментов в части отбора интерфейсов и анализа данных, поэтому провели собственное исследование. По его результатам был сделан вывод о том, что ранее описанная взаимосвязь между эстетической привлекательностью и воспринимаемым удобством использования является косвенной и опосредована общей оценкой продукта («добротностью», англ. goodness).
Пользователь может делать вывод о недоступных или неизвестных качествах интерфейса на основе доступных или известных ему, чтобы лучше понять общее качество продукта. Поскольку привлекательность сразу доступна через визуальное представление продукта, а удобство использования проявляется только во взаимодействии с ним, то вывод об удобстве может делаться на основе привлекательного визуального дизайна. Одним из частных следствий такого положения дел выступает то, что даже более функциональные, но менее привлекательные продукты (в том числе интерфейсы) могут восприниматься хуже.
На практике эффект визуальной привлекательности приводит к тому, что пользователи более терпимы к незначительным проблемам взаимодействия. Это может помешать обнаружить проблемы во время юзабилити-тестирования, т. к. при самоотчёте респонденты занижают критичность встретившейся проблемы или игнорируют её. В то же время юзабилити-проблема будет проявляться в поведении, вызывая сложности при работе с интерфейсом.