Эбнер-Эшенбах Мария фон
Э́бнер-Э́шенбах Мари́я фон (Marie Ebner von Eschenbach, урождённая баронесса фон Дубская, von Dubský) (13.9.1830, замок Здиславец, ныне замок Троубки-Здиславице, Моравия, ныне Чехия – 12.3.1916, Вена), австрийская писательница, драматург.
Из аристократической семьи; отец – Ф. фон Дубский, барон (с 1843 граф), тайный советник и камергер. Выросла в семейном имении Здиславец и в Вене, получила домашнее образование. В 1848 г. вышла замуж за своего кузена М. фон Эбнер-Эшенбаха. В 1856 г. переехала в Вену, где жила вплоть до смерти.
К 1879 г., несмотря на положение женщины из высшего сословия, освоила ремесло часовщика (коллекция часов Эбнер-Эшенбах вошла в основной фонд Венского музея часов).
Дебютировала в литературе эпистолярным романом «Из Франценсбада» («Aus Franzensbad», вышел анонимно в 1858), в котором молодая аристократка с иронией и насмешкой описывает личному врачу своё окружение и события на курорте.
В 1860-х – начале 1870-х гг. писала преимущественно пьесы, постановки которых особого успеха не имели: драма «Мария Стюарт в Шотландии» («Maria Stuart in Schottland», 1860), трагедия «Мари Ролан» («Marie Roland» 1867), социальная комедия «Лесная дева» («Das Waldfräulein», 1873) и др.
Во 2-й половине 1870-х гг. обратилась к малой прозе, представленной в сборнике «Рассказы» («Erzählungen», 1875). Одно из наиболее известных в нём произведений – новелла «Позднерождённый» («Spätgeborner») о театральном художнике, утратившем надежду на признание.
Творчество Эбнер-Эшенбах обращалась к проблеме женской эмансипации. Её героини, как правило, – сильные, гордые женщины, которые строго придерживаются моральных принципов. Широкое внимание привлёк роман «Божена. История одной служанки» («Božena. Die Geschichte einer Magd», 1876), повествующий о чешской горничной, которая служит трём поколениям аристократического семейства, проявляя любовь, верность слову, самоотверженность и силу духа. Роман «Лотти-часовщица» («Lotti, die Uhrmacherin», 1880) – одно из первых немецкоязычных произведений о женщине, ставшей самостоятельной ремесленницей.
Центральная тема в художественном наследии Эбнер-Эшенбах – общественная несправедливость. В сборниках новелл «Деревенские и замковые истории» («Dorf- und Schloßgeschichten», 1883) и «Новые деревенские и замковые истории» («Neue Dorf- und Schloßgeschichten», 1886) сама топография повествования – деревенская община и дворянская усадьба – создаёт поле сословного напряжения. В прозаических сборниках «Совместно пережитое» («Miterlebtes», 1889), «Три новеллы» («Drei Novellen», 1892), «Старая школа» («Alte Schule», 1897), «Из дней поздней осени» («Aus Spätherbsttagen», 1901), «Непобедимая власть» («Die Unbesiegbare Macht», 1905), «Жанровые картины» («Genrebilder», 1910) описывается социальное неравенство и выражается сочувствие к угнетённым. Жёсткая критика знати и драматическая судьба простолюдина-изгоя представлены в романе «Дитя общины» («Das Gemeindekind», 1887; в русском переводе 1892 – «Питомец общины», 1897 – «Мирское дитя»).
Большой популярностью пользовалась новелла «Крамбамбули. История одной собаки» («Krambambuli. Die Geschichte eines Hundes», 1883; экранизирована К. Кёстлином в 1940, Ф. Антелем в 1955, К. Шварценбергером в 1998; русский перевод 1903) о трагической судьбе проданного охотничьего пса, хранящего верность прежнему хозяину.
Среди других сочинений – сборник «Афоризмы» («Aphorismen», 1880), в котором просветительский оптимизм сочетается с пессимистичными взглядами на жизнь. В мемуарах «Мои детские годы. Заметки к биографии» («Meine Kinderjahre. Biographische Skizzen», 1906) Эбнер-Эшенбах описала свой писательский путь. «Мои воспоминания о Грильпарцере» («Meine Erinnerungen an Grillparzer»,1916) посвящены её литературному другу и наставнику Ф. Грильпарцеру.
В 1900 г. стала первой женщиной, получившей звание почётного доктора Венского университета.
Австрийский почётный знак «За науку и искусство» (1898), Австрийский императорский орден Елизаветы 1-й степени (1910).