Двигатель Ванкеля
Дви́гатель Ва́нкеля, роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания. Предложен в 1957 г. немецким инженером Ф. Ванкелем. Особенность двигателя Ванкеля: внутри его цилиндра, форма которого выполнена по эпитрохоиде, вращается трёхгранный ротор (поршень). Он установлен на эксцентриковом валу и жёстко соединён с зубчатым колесом, которое обкатывается вокруг неподвижной шестерни корпуса. Грани ротора, скользя по поверхности цилиндра, образуют отдельные переменные объёмы камер, обеспечивая 4-тактный цикл в каждой из них: впуск (I), сжатие (II), расширение (III), выпуск (IV). Камеры герметизируются уплотнительными пластинами: радиальными, прижимаемыми к цилиндру центробежными силами и давлением газа, и торцевыми – ленточными пружинами. Смесеобразование, зажигание (свеча), смазывание, охлаждение, пуск – как у поршневого двигателя внутреннего сгорания (ПДВС).
Достоинства: при заданной мощности имеет в 2–3 раза меньшие габариты и массу по сравнению с ПДВС, малое количество подвижных элементов, не нужен специальный механизм газораспределения. К недостаткам относятся сложность герметизации камер и, как следствие, сокращение срока службы. Двигатели Ванкеля применяются на специальных автомобилях, лодках и др.