Дуден Анна
Ду́ден А́нна, Анне Дуден (Anne Duden) (род. 1.1.1942, Ольденбург), немецкая писательница.
Первые два года жизни провела в Берлине. В 1944 г., спасаясь от бомбардировок американской авиации, переехала вместе с семьёй в Ильзенбург. В 1953 г. вернулась в Ольденбург. После окончания местной гимназии (1962) жила в Западном Берлине, работала в книготорговле. В 1964–1968 гг. изучала германистику, социологию и философию в Свободном университете Берлина. В 1972 г. сотрудница издательства Wagenbach. Вместе с Ф. К. Делиусом и редактором И. Карзунке основала издательство Rotbuch («Красная книга», 1973–1993).
В 1975 г. подверглась нападению пьяных американских солдат на улице в Западном Берлине, получила серьёзную травму. Это происшествие легло в основу рассказа «Переход» («Übergang»), давшего название дебютному сборнику прозы (1982). Рассказы объединены местом действия (Берлин 1980-х гг.) и тематикой: насилие и боль, память и забвение, женское молчание (как невозможность словесно выразить травмирующий опыт). Главная героиня произведений безымянна, но связанные с ней сюжетные линии насыщены автобиографическими деталями.
С 1978 г. А. Дуден живёт в Лондоне, периодически приезжает в Германию.
Характерная черта прозы писательницы – постоянная смена повествовательной перспективы. В романе «Овца Иуды» («Das Judasschaf», 1985) описала переживания, чувства и воспоминания героини, рождённой в год Ванзейской конференции (1942), на которой была принята программа геноцида еврейского населения Европы. Повествование ведётся то от первого, то от третьего лица: героиня причисляет себя то к жертвам (дитя войны), то к палачам (немка по рождению), то к соучастникам («овца Иуды»), замалчивающим преступления национал-социализма.
Первый поэтический сборник «Камнепад» («Steinschlag», 1993) изобилует авторскими неологизмами, обнаруживающими тяготение к словесному оформлению невыразимого, вытесненного из культурной памяти.
В сборнике стихотворений «Противоместность» («Hingegend», 1999) мозаичные воспоминания о памятных местах и пейзажах, увиденных автором в реальности или в произведениях живописи, не складываются в цельный образ, сохраняя свою дробность, фрагментарность и разнородность.
Сборник эссе «Слабое место в алфавите» («Der wunde Punkt im Alphabet», 1995) включает в себя 17 текстов, написанных в 1989–1994 гг. и публиковавшихся ранее в приложении к швейцарской газете Basler Zeitung. Отправной точкой эссе служит интенсивное переживание автором явлений живописи, музыки или некой повседневной ситуации. Книга «Ресничное животное» («Wimpertier», 1995, Премия «Дедал» за новую литературу, 1996) состоит из разнородных текстов: прозаических миниатюр, стихотворений, эссе, посвящённого поэту Э. Фриду (он оказывал творческую и дружескую поддержку Дуден с момента её переезда в Лондон), статей о романе «Мансарда» («Die Mansarde», 1969) М. Хаусхофер и послесловий, описывающих переход Дуден от прозы к поэзии.
Член Немецкой академии языка и поэзии (1998).
Берлинская литературная премия (1998), Большая литературная премия Баварской академии изящных искусств (2000), Премия Генриха Бёлля (2003).