Хаусхофер Марлен
Ха́усхoфер Марле́н (Marlen Haushofer; урождённая Мария Хелена Фрауэндорфер, Marie Helene Frauendorfer) (11.4.1920, Фрауэнштайн, ныне Мольн, близ г. Штайр – 21.3.1970, Вена; похоронена в г. Штайр), австрийская писательница.
Дочь лесничего. В 1930–1938 гг. училась в частной женской реальной гимназии-интернате монашеского ордена урсулинок в г. Линц; 1934/1935 учебный год пропустила по болезни. После закрытия гимназии нацистскими властями в 1938 г. училась во 2-й женской гимназии в Линце и в марте 1939 г. сдала экзамены на аттестат зрелости. В апреле 1939 г. была призвана в национал-социалистическую организацию «Имперская трудовая служба» и отправлена на сельскохозяйственные работы на территорию бывшей Восточной Пруссии, где находилась по сентябрь 1939 г. Изучала историю и германистику в Венском университете (1939–1941) и Университете Граца (1943–1944; не окончила в связи с эвакуацией в г. Фрауэнштайн в начале 1945). В 1941 г. вышла замуж за фельдфебеля санитарной службы Манфреда Хаусхофера.
Первые новеллы опубликовала в 1946 г. в газете Arbeiter-Zeitung («Рабочая газета») и в журнале Lynkeus. В финансовом отношении полностью зависела от мужа, работавшего зубным врачом. В 1950 г. развелась, однако осталась в доме М. Хаусхофера, ведя домашнее хозяйство.
Первая книжная публикация – повесть «Пятый год» (Haushofer M. Das fünfte Jahr. Wien, 1951). Романы «Пригоршня жизни» (Haushofer M. Eine Handvoll Leben. Wien, 1955), «Дверь-невидимка» (Haushofer M. Die Tapetentür. Wien, 1957) и сборник новелл «Родник в незабудках» (Haushofer M. Die Vergissmeinnichtquelle. Wien, 1956) связаны с темой экзистенциального одиночества, раскрываемой в женских историях.
Успех пришёл с публикацией повести «Мы убиваем Стеллу» (Haushofer M. Wir töten Stella. Wien, 1958; русский перевод под названием «Мы убили Стеллу» в антологии: Мимо течёт Дунай. Москва, 1971; экранизирована в 2017, режиссёр Ю. Пёльслер), пронзительным рассказом о трагической судьбе девушки из провинции, поселившейся на время в «приличной» буржуазной семье в большом городе и доведённой до самоубийства.
Самое значительное сочинение М. Хаусхофер – роман-антиутопия «Стена» (Haushofer M. Die Wand. Gütersloh, 1963; русский перевод, 1994; экранизирован в 2011, режиссёр Ю. Пёльслер), где в форме дневника представлена жизнь одинокой женщины в лесу после всемирной катастрофы, уничтожившей человечество.
Среди других произведений – книги для детей и юношества. Особым успехом пользовался роман «Приключения Бартля» (Haushofer M. Bartls Abenteuer. Wien, 1964), повествующий от лица кота о его жизни и приключениях среди людей и животных.