Длительность (в философии)
Дли́тельность (дление; франц. durée), одно из главных понятий философии А. Бергсона, обозначающее глубинный уровень сознания, непосредственно постигаемую внутреннюю реальность, которую Бергсон описывал как неделимую непрерывность, предполагающую взаимопроникновение разнородных состояний. Впервые это понятие было введено и обосновано в диссертации «Опыт о непосредственных данных сознания» («Essai sur les données immédiates de la conscience», 1889; рус. пер. 1910, 1914), где проводится различие между хронологическим временем как однородной средой, в которой «состояния сознания рядополагаются, как в пространстве, образуя раздельную множественность» (Бергсон. 1992. С. 89), и длительностью как нераздельной множественностью. Если «опространствленное» время, с которым работает наука, можно измерить, то длительность неподвластна счёту, измерению, не может быть переведена на язык чисел. Один из парадоксов бергсоновской концепции состоит в том, что длительность понимается как уникальная «чистая» последовательность, которую нельзя изобразить в виде линии: прошлое и настоящее взаимопроникают, но не являются одновременными. Для пояснения своей идеи Бергсон часто прибегает не к визуальным, а к слуховым образам – к образу мелодии, последовательные звуки которой сливаются и остаются в памяти как целостность, единство. При всей изменчивости и разнородности сменяющих друг друга состояний единство сознания как длительности обеспечивается самόй временной организацией, непрерывным темпоральным синтезом, объединяющим прошлое и настоящее. На этом основании в работах начала 1920-х гг., позже вошедших в сборник «Мысль и движущееся» («La Pensée et le Mouvant», 1934; рус. пер. 2019), Бергсон назвал длительность субстанциальной (Бергсон. 2019. С. 27).
На глубинном уровне сознания, характеризуемом «истинной», или «чистой», длительностью, в отличие от поверхностного уровня, человек обладает свободой. Именно концепция длительности, по Бергсону, позволяет понять сущность человеческой свободы: в сознании следствия не тождественны причинам, поскольку всё целое сознания постоянно меняется, вбирая в себя всё прошлое и организуясь по-новому; поэтому длительность является необратимой, в ней непрерывно рождается нечто новое, не зависящее от прежних состояний.
Начиная с сочинения «Материя и память» («Matière et mémoire», 1896; рус. пер. 1911, 1914) длительность приобрела онтологический статус: под влиянием философии стоиков Бергсон сформулировал здесь идею о разных уровнях длительности в универсуме, которым присущи разные степени напряжения. В работе «Творческая эволюция» длительность названа «самой жизнью вещей, самой глубинной реальностью» (Бергсон. 1998. С. 303). В работе «Длительность и одновременность» («Durée et Simultanéité», 1922; рус. пер. 1923) Бергсон, опираясь на концепцию длительности, критически рассмотрел теорию относительности А. Эйнштейна.