Дифференциальный механизм
Дифференциа́льный механи́зм, зубчатая передача, позволяющая получать результирующее движение как сумму или разность составляющих движений; служит для передачи вращательного движения между валами и изменения частоты или направления вращения либо характера движения. Дифференциальный механизм с неподвижной осью и одной парой (ступенью) зубчатых колёс имеет одну степень свободы, поэтому составляющие движения кинематически связаны, осуществляются одним приводом, а результирующее движение получается как их сумма или разность. Такие дифференциальные механизмы применяют для получения малых точных перемещений или больших сил (например, в измерительных приборах, металлорежущих станках). Дифференциальные механизмы с двумя и более ступенями и, следовательно, с бо́льшим числом степеней свобод имеют несколько звеньев, каждое из которых выполняет независимые составляющие движения. Известны различные типы таких механизмов, но наибольшее распространение получили механизмы с коническими зубчатыми колёсами, называемые дифференциалами, применяемые на автомобилях. Дифференциальные механизмы также часто используют в бесступенчатых передачах, например в механических приводах (технологических установок, рабочих машин и др.), для обеспечения реверсивного вращения выходного вала, автоматического изменения скорости (в том числе с программным управлением). В металлорежущих станках дифференциальный механизм упрощает настройку коробки передач, позволяет уменьшить число необходимых для этого сменных зубчатых колёс.