Деволюция
Деволю́ция, политический процесс, характеризующийся передачей части властных полномочий из политического центра на местный уровень для самостоятельного принятия политических решений последним. Является частным случаем децентрализации и не ведёт к сецессии.
Необходимо различать деволюцию и сецессию, предполагающую политическое движение за отделение какой-либо части территории от государства, которое в последующем либо создаёт собственное независимое государство, либо присоединяется к другому государственному образованию. Деволюция предполагает не отделение региона от государства, а только получение дополнительных властных полномочий.
Выделяются такие причины деволюции, как политические, экономические, культурные и пространственные. Политические причины могут проявляться в желании региона получить дополнительные полномочия, с одной стороны, и желание политического центра не допустить развитие сецессионистских и сепаратистских настроений в регионе – с другой. Экономические причины проявляются в дисбалансе соотношения территории и производства. Например, Каталония занимает около 6 % территории Испании, при этом её вклад в объем испанского экспорта составляет около 25 %, а вклад в экспорт промышленности – 40 %. В такой ситуации местные власти могут заявить о начале процесса деволюции, апеллируя к понятию справедливости. Культурные причины могут стать значимыми в условиях, когда в государстве проживает не только титульный этнос, но и как минимум один коренной народ. Например, шотландцы и валлийцы этнически отличаются от англичан: первые являются потомками кельтов, вторые – англо-саксов. Пространственные причины характеризуются удалённостью политического центра от регионов, желающих дополнительных полномочий в результате деволюции. Последняя причина часто является дополнительным аргументом к остальным в ходе дискуссии о целесообразности получения деволюционных полномочий.
В качестве примера деволюции можно рассматривать трансформацию унитарного британского государства, в котором все политические решения принимались в одном центре (Лондоне), в политический союз Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, где принятие решений стало рассредоточенным и децентрализованным. Рост шотландского, уэльского и ирландского (ольстерского) национализма привёл к появлению требований деволюции в соответствующих территориях.
В политической науке выделяют два подхода к пониманию деволюции британского государства: «как процесс децентрализации власти в унитарном государстве» (Молчаков. 2020. С. 295) и «как развитие особого исторически сложившегося автономного статуса кельтских регионов» Великобритании (Молчаков. 2020. С. 295). Первый подход был предложен А. В. Дайси, согласно которому до начала децентрализации Соединённое Королевство являлось унитарным государством, т. к. только парламент, функционировавший в рамках всего государства, обладал государственной властью и силой верховной власти. Второй подход развивал Дж. Митчелл, для которого взаимоотношения между Англией и Шотландией были подобны договорным. Политические институты Шотландии сохраняли автономность от британской политической системы. Из этого Митчелл делал вывод о возможности предоставления Шотландии дополнительных властных полномочий. Он придерживался мнения, что данный подход должен применяться к Северной Ирландии и Уэльсу: они наравне с Шотландией имели право на дополнительные деволюционные полномочия в сфере принятия решений в рамках своих административно-территориальных образований.
Традиционно выделяют три модели деволюции – административную, исполнительную и законодательную (Молчаков. 2020. С. 293). Административная деволюция предполагает создание политическим центром органа исполнительной власти для управления регионом. Например, в 1885 г. Лондон назначил секретаря по делам Шотландии руководителем Шотландского офиса, который являлся департаментом британского правительства и имел широкие административные функции. Исполнительная деволюция характеризуется получением местным парламентом права издавать только акты вторичного законодательства, т. е. акты делегированного законодательства. Например, Ассамблея Уэльса изначально, в 1998 г., получила право издавать только акты вторичного законодательства, а право издавать акты первичного законодательства – в 2006 г. Законодательная деволюция предполагает создание собственного законодательного органа (парламента), который может принимать акты первичного законодательства. Так, в 1921 г. в Северной Ирландии был создан стормонт, который начал разрабатывать и принимать местное законодательство.