Демерат Николас Джей
Де́мерат Ни́колас Джей (Nicholas Jay Demerath) (10.11.1936, Бостон, штат Массачусетс – 5.2.2021, Лидс, штат Массачусетс), американский социолог, профессор Массачусетского университета в Амхерсте.
Избирался исполнительным секретарём Американской социологической ассоциации (1970–1972), занимал пост президента Общества научного изучения религии (1997–1999), Восточного социологического общества (2001), Ассоциации социологии религии (2005).
Окончил Калифорнийский университет в Беркли (1962), где был привлечён Ч. Глоком к участию в программах социологического изучения религии. В 1962–1972 гг. Демерат работал в Университете штата Висконсин в Мадисоне. В 1972 г. перешёл в Массачусетский университет в Амхерсте, где проработал до завершения карьеры.
Докторская диссертация Демерата (1964) посвящена анализу социального состава американских протестантов, она основывалась на большом объёме конкретных данных, добытых им в ходе нескольких полевых исследований. Полученный опыт был обобщён Демератом в совместном с Ф. Хаммондом труде «Религия в социальном контексте: традиция и развитие» (1969), где подробно излагались подходы и методика проведения эмпирических исследований в социологии религии.
Он также обращался к теме религии и политики. Результаты исследования американского движения за гражданские права, проведённого совместно с Дж. Марвеллом и М. Эйкеном, опубликованы в книге «Динамика идеализма: белые активисты в черном движении» (1971). В эти же годы известность получила его книга «Колеблющаяся трансцендентность: гражданские и культовые аспекты священного» (1973).
Более поздние работы Демерата по социологии религии охватывают широкий диапазон тем. Его публикации посвящены современной секуляризации, причинам различий в уровне религиозности разных групп населения, влиянию социального положения верующих на их религиозное поведение, развитию типологии религиозных объединений, взаимосвязи религии и политики. В работах 2000-х гг. Демерат рассматривает динамику современной религиозной ситуации в американском обществе на основании тезиса о секуляризации сакрального и сакрализации секулярного в системе массовых религиозных ориентаций.