Давэнькоу
Давэнько́у (大汶口, пиньинь Dàwènkǒu), археологическая культура среднепозднего неолита в западной, южной, части центральной области провинции Шаньдун и на севере провинции Цзянсу в Китае (3700–2600 до н. э.). Названа по раскопкам в 1959 г. могильника у деревень Баотоу и Давэнькоу в западной части провинции Шаньдун на реке Вэньхэ. Выделяется 2 периода: Давэнькоу 1 (3700–3500 до н. э.) и Давэнькоу 2 (3500–2600 до н. э.). Давэнькоу 2 делится на ранний (3500–3100 до н. э.) и поздний (3100–2600 до н. э.) этапы. Основные раскопки эпонимного памятника проводились в 1964, 1974, 1978 гг.
Культура Давэнькоу в основном представлена селищами и могильниками. На Шаньдунском полуострове в уезде Тэнчжоу изучалось городище Сиканлю – одно из наиболее ранних в регионе. В Сиканлю выявлены участки стены (первоначальная её длина с юга на север – около 195 м, с востока на запад – около 185 м). Общая площадь поселения составляла чуть более 35 тыс. м 2. Предположительно, стена в Сиканлю является одной из древнейших конструкций, возведённых методом «утрамбовки земли».
Количество одиночных и парных захоронений примерно одинаково. Ориентация погребённых – головой на восток или северо-восток. Трупоположение в одиночных могилах – вытянутое на спине, в парных погребениях (мужчин и женщин близкого возраста) костяк мужчины расположен справа от костяка женщины. Часто тело мужчины лежит на спине с вытянутыми конечностями, а женщины – на боку лицом к мужчине и с подогнутыми в коленях ногами.
Для керамики периода Давэнькоу 1 характерны высокие миски (в том числе с геометрической росписью), плоскодонные или на низком поддоне, триподы (сосуды на трёх ножках) на основе горшков, чаш, кувшинов со сливом и большой ручкой; среди массовых форм – горшки на поддоне, чаши на высоком поддоне, иногда с отверстиями, кубки на тонкой ножке (в том числе с росписью с мотивом 8-конечной звезды), кувшины с ручкой в средней части тулова; характерен орнамент зигзагом, точками, их комбинации. На раннем этапе Давэнькоу 2 выделяются кубки на тонкой ножке с разделяющимся на 3 части основанием, на высоком поддоне и т. п., появляется перфорация поддонов, нет плоскодонных мисок и триподов на их основе. На плоскодонных горшках встречается знак «двойная спираль», характерный для культур Нижней Янцзы и расположенных южнее областей. Керамика позднего этапа Давэнькоу 2 представлена массовыми стандартизированными формами, изготовленными на гончарном круге: разнообразные кружки, чаши на высоком поддоне и др., кувшины-триподы с полыми ножками и т. д. Декор встречается нечасто, в основном представлен горизонтальными врезными линиями, росписями волютами или в виде «круга на ножке», от которого в разные стороны отходят линии-лучи.
В течение всех периодов основу хозяйства культуры Давэнькоу составляли земледелие и животноводство.
До конца 1970-х гг. понятие «культура (период) Давэнькоу» объединяло все культуры среднего неолита Шаньдунского п-ова и севера провинции Цзянсу. В новейших исследованиях наряду с культурой Давэнькоу выделяют культуру Бэйсинь (5300–3600 до н. э.) и др. Культуре Давэнькоу предшествовала культура Дадуньцзы (3900–3200 до н. э.), которую в устаревших публикациях считали ранним периодом Давэнькоу.
После культуры Давэнькоу в зоне её распространения выделяются локальные группы памятников, называемые по наиболее типичным из них: 1) северо-запад – группа памятников Шанчжуан; 2) север – Чэнцзыя; 3) запад – Иньцзячэн; 4) северо-восток – Тяогуань; 5) юго-восток – Лянчэн; 6) «дальний» восток – Янцзяцзюань. Обладая определённой спецификой, они имеют значительное число общих черт. Позднее в этой области выделяется культура Юэши (1700–1400 до н. э.).