Чувашская Республика. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Чува́шской Респу́блики. Основа традиционной музыки – фольклор чувашей, русских, татар, мордвы и других народов.
Первые публикации чувашской народной музыки относятся к концу 19 в., среди них – собрание В. А. Мошкова (Казань, 1894). Около 1 тыс. чувашских народных песен представлено в собрании С. М. Максимова (1892–1951; его сборники издавались в 1924, 1926, 1932, 1934, 1964). Чувашские народные песни из репертуара Г. Ф. Фёдорова (1878–1962) вошли в сборники 1934 и 1969 гг. Чувашские песни в исполнении И. Г. Вдовиной (1913–1985) изданы в сборниках в 1970 и 1985 гг. Опубликованы составленные М. Г. Кондратьевым антологии «Песни низовых чувашей» (книги 1–2, 1981–1982), «Песни средненизовых чувашей» (1993).
В школьной и церковной практике 19 в. применялась цифровая нотация Э.-Ж.-М. Шеве (см. гармонизацию чувашской хороводной песни П. М. Миронова на рис.): цифры обозначали ступени звукоряда в 1-й октаве длительностью в одну четверть, точка сверху – 2-ю октаву, точка справа – ритмическое удлинение (обычно половинная длительность), ребро сверху – восьмую, диагональная черта – диез или бемоль.
Среди ныне действующих фольклорных ансамблей: чувашские «Уяв» («Праздник»; 1984, Чебоксары), «Ахах» («Сердолик»; 1975, Ибресинский район), «Сурпан» («Сурбан»; 1982, Шемуршинский район), «Екрем» («Акрамовцы»; 1997, Моргаушский район; ведёт историю с 1939), мордовский (эрзянский) «Горнипов» («Бубенчики-колокольчики»; 1948, Ибресинский район), русский «Родные просторы» (1979, Чебоксары; все – в статусе народного коллектива). Сохранению и развитию народных музыкальных традиций способствует Республиканский дом народного творчества ДК «Тракторостроителей» в Чебоксарах (основан в 1936; с 1979 Республиканский научно-методический центр народного творчества, с 2014 современное название).
Профессиональное музыкальное искусство (композиторское и исполнительское) на территории современной республики возникло в первые десятилетия 20 в. На рубеже 19–20 вв. были осуществлены первые обработки чувашских народных песен: Н. С. Кленовским – для голоса с оркестром (1893, Москва), С. Л. Толстым – для фортепиано (1909–1910, Москва). Гармонизации для смешанного хора а капелла создали чувашские учителя пения И. М. Дмитриев (Симбирск, 1908), П. М. Миронов (Казань, 1911). В 1920-е гг. начали творческий путь композиторы С. М. Максимов, Ф. П. Павлов, В. П. Воробьёв, в 1930-е гг. – В. М. Кривоносов, И. В. Люблин, С. И. Габер, Г. Г. Лисков и их ученики – Г. В. Воробьёв, Г. Я. Хирбю, Ф. М. Лукин, А. Г. Орлов-Шузьм, Г. С. Лебедев. Основные жанры их творчества – хоры, песни, пьесы и сюиты для симфонического и духового оркестров, музыкальные комедии [среди них – «Радость» («Хаваслăх») Кривоносова, 1935], симфонии (среди них – Симфония до минор Г. В. Воробьёва, 1939; «Чувашская симфония» В. Г. Иванишина, 1936). В 1940 г. основан Союз композиторов Чувашской АССР. К следующему поколению композиторов относятся: А. В. Асламас, Ф. С. Васильев, А. М. Токарев, Т. И. Фандеев, В. А. Ходяшев, М. А. Алексеев, А. А. Петров.
В 1970–1990-е гг. вели активную творческую деятельность композиторы А. Г. Васильев, А. М. Михайлов, Л. А. Новосёлова. В начале 2000-х гг. активно проявили себя композиторы: Н. Н. Казаков, Л. Л. Быренкова, Л. В. Чекушкина, Ю. П. Григорьев, А. П. Галкин, А. Н. Лоцева, А. Н. Никитин, Т. В. Полковникова, В. Г. Салихова, Ю. Н. Эриванов.
В конце 19 – начале 20 вв. в уездных центрах, сёлах, учебных заведениях развивалось музицирование любительских хоров и оркестров (среди коллективов – смешанный хор и симфонический оркестр в Симбирской чувашской учительской школе). В 1924 г. начал работу Чувашский национальный хор (в 1939 преобразован в Чувашский академический ансамбль песни и пляски), в 1932 г. – Чувашский государственный симфонический оркестр (в 1936 объединились в Чувашскую государственную филармонию). В 1959 г. основан Чувашский музыкально-драматический театр (в 1969 разделён на драматический и музыкальный, последний с 1993 г. носит название Чувашский театр оперы и балета), в репертуар которого входили оперы Ф. С. Васильева, Г. Я. Хирбю, А. В. Асламаса, А. Г. Васильева и др. С 1967 г. работает Хор Гостелерадио Чувашии (с 1993 Чувашская государственная академическая капелла, в 2000 в состав капеллы вошёл симфонический оркестр; с 2004 Чувашская государственная академическая симфоническая капелла). С 2003 г. действует камерный оркестр Чувашской филармонии (основан как Чувашский государственный оркестр старинной и современной музыки в 1989). С 1991 г. активную исполнительскую деятельность ведёт муниципальная певческая капелла «Классика» (Чебоксары).
Среди музыкантов Чувашии: певцы – И. В. Васильев, А. И. Токсина, А. Г. Казакова (1920–1930-е гг.), М. И. Денисов, М. Ф. Кольцов, Т. И. Чумакова (1950–1970-е гг.), П. Д. Заломнов, А. В. Зинкина, А. В. Ковалёв, Ю. А. Прокопьев, В. В. Смирнова, С. Х. Алексеев (1980–2000-е гг.), В. П. Иванов, М. И. Еланова, А. Л. Ланцов; инструменталисты – П. Ф. Филиппов (виолончель), М. М. Измайлов (кларнет), А. С. Любимов (гобой), В. А. Галкин (валторна), Н. И. Иванов (труба), В. А. Важоров (флейта), Г. З. Степанов (скрипка), пианисты Г. С. Максимова и В. С. Максимова, Ю. И. Трепов; дирижёры – Ф. П. Павлов, В. П. Воробьёв, С. И. Габер, Г. И. Благодатов, В. А. Ходяшев (1920–1950-е гг.), Важоров, Ю. В. Васильев, М. Н. Яклашкин, Г. З. Степанов (после 1960-х гг.); музыковеды – Ю. А. Илюхин, М. Г. Кондратьев, С. И. Макарова, И. В. Данилова, А. А. Осипов, Л. И. Бушуева.
Действует Чебоксарское музыкальное училище (1929, с 1954 имени Ф. П. Павлова). Высшее музыкальное образование дают факультет искусств Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова (с 1995), Чувашский государственный институт культуры и искусства (с 2000).