Бруссиг Томас
Бру́ссиг То́мас (Thomas Brussig) (род. 19.12.1964, по другим данным, 1965, Берлин), немецкий писатель.
Сын инженера-строителя и учительницы. После окончания школы учился в строительном техникуме (1981–1984). В 1984–1985 гг. прошёл военную службу во внутренних войсках МВД Германской Демократической Республики. В 1985–1989 гг. сменил несколько профессий: работал посудомойщиком, носильщиком, швейцаром в музее, ночным портье, экскурсоводом и др.
Начал писать в 17 лет, поначалу стихи, затем несколько лет работал над романом «Акварели» («Wasserfarben»), рукопись которого поступила в издательство за несколько часов до падения Берлинской стены 9 ноября 1989 г. и была опубликована в 1991 г. под псевдонимом Кордт Бернебургер (Cordt Berneburger). Дебютное произведение Бруссига написано под заметным влиянием романа «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера и рассказывает историю немецкого подростка, находящегося в поисках собственной идентичности, на фоне последних лет существования ГДР. Разъединение и воссоединение Германии – ключевая тема большинства романов Бруссига.
В 1990–1993 гг. изучал социологию в Свободном университете Берлина, в 1993 г. перешёл в Институт кинематографии и телевидения в Потсдаме (с 2014 – Киноуниверситет Бабельсберг имени Конрада Вольфа). В 2000 г. получил диплом кино- и телесценариста.
Роман Бруссига «Герои как мы» («Helden wie wir», 1995; экранизация 1999, режиссёр С. Петерсон; рус. пер. фрагмента 2004) стал бестселлером в Германии и был переведён на несколько языков, что позволило его автору с 1995 г. вести жизнь профессионального писателя и сценариста. Успех книги, тяготеющей к жанру плутовского романа, объясняется оригинальностью художественного изображения событий, связанных с падением Берлинской стены и «поворотом» в истории ГДР и ФРГ. «Герои вроде нас» – это, согласно определению автора, «политический роман, в котором политика осуществляется посредством сексуальности». Известный журналист и редактор газеты Die Zeit К. Диккман (род. 1956) в одной из первых рецензий на книгу Бруссига назвал её «страстно ожидаемым "романом поворота"». Вместе с романами «Солнечная аллея» («Am kürzeren Ende der Sonnenallee», 1999, рус. пер. 2004) и «Как оно сияет» («Wie es leuchtet», 2004) составил трилогию о «повороте».
Роман «Солнечная аллея» основан на сценарии одноимённого фильма (1999; Немецкая кинопремия, 2000), написанном Бруссигом совместно с режиссёром Л. Хаусманом и др. Центральной темой книги и сценария остаётся тема «поворота» в истории страны, но меняется повествовательная интонация – от гротескно-непристойной, какой она была в романе «Герои вроде нас», к иронически-умиротворяющей, органичной для ностальгического приукрашивания жизни в ГДР, которое получило название «остальгия» (нем. Ostalgie, от Osten – восток и Nostalgie – ностальгия).
В самом объёмном романе Бруссига, «Как оно сияет», из разных эпизодов, событий, переживаемых многочисленными персонажами в год объединения Германии (1989/1990), складывается общая панорама «жизни на переломе». Основная тематика творчества Бруссига, которого называют «специалистом по восточно-немецким пассажам истории» (Й. Магенау), прослеживается и в других его произведениях. В романе-монологе «Жизнь до возмужания» («Leben bis Männer», 2001) крушение ГДР предстаёт сквозь призму истории о футболе, рассказанной провинциальным тренером.
В 2005 г. Бруссиг стал членом созданного Г. Грассом писательского объединения «Любек 05 / Любекские литературные встречи» («Lübeck 05 / Lübecker Literaturtreffen»), задуманного нобелевским лауреатом как форум для профессионального общения молодых писателей.
Роман «Такого и в русском фильме не увидишь» («Das gibt's in keinem Russenfilm», 2015), написанный в жанре альтернативной истории, описывает предполагаемую жизнь писателя Томаса Бруссига в стране, где не произошло падения Берлинской стены и объединения двух Германий, а ГДР сохранила свою государственность, опираясь на китайскую модель развития. В романе «Лучшие намерения» («Beste Absichten», 2017) трагикомическая история вымышленной панк-группы «Чума» также сопряжена с событиями последнего лета ГДР.
В романе «Превратившиеся» («Die Verwandelten», 2020) Бруссиг отошёл от изображения «недавнего прошлого»: фантастическое превращение двух подростков в енотов становится исходной точкой проницательного и чрезвычайно комичного описания современной жизни.
Премия Ханса Фаллады (2000).