Бортовой накопитель
Бортово́й накопи́тель летательного аппарата (ЛА), устройство для регистрации и накопления информации в течение всего полёта (или нескольких полётов). Изобретателем первого подобного устройства считается австралийский учёный Д. Уоррен, который в 1953 г. начал разработку устройства, способного записывать параметры работы механизмов управления авиалайнеров и разговоры членов экипажа. Различают бортовые накопители защищённые (БНЗ) и эксплуатационные (БНЭ). БНЗ предназначен для записи информации об условиях полёта и пространственном положении ЛА, работе его двигателей и жизненно важных систем, характере пилотирования и действиях экипажа, а также переговоров членов экипажа друг с другом, с наземными пунктами и экипажами других ЛА, звуковой обстановки в кабине и пр.; эти данные используют при расследовании лётных происшествий, анализе работы экипажа в экстремальных ситуациях. БНЭ служат для сбора и регистрации информации, необходимой для контроля пилотирования и оценки работоспособности систем и оборудования ЛА после каждого или выборочного полёта в штатном режиме.
Информация для записи поступает с многочисленных разнообразных датчиков, установленных на соответствующих агрегатах, узлах и устройствах ЛА, и фиксируется в основном на магнитной металлической или лавсановой ленте. В начале 1990-х гг. созданы цифровые бортовые накопители на основе твердотельных перепрограммируемых постоянных запоминающих устройств с применением информационных и компьютерных технологий. Объём памяти у твердотельных бортовых накопителей по сравнению с ленточными увеличился в несколько десятков раз, а потери информации при авариях ЛА уменьшились на порядок. БНЗ размещается в прочном металлическом корпусе, который при авиакатастрофах надёжно защищает носитель информации от воздействия высоких температур (до 1100 °С), ударных нагрузок и агрессивных жидкостей (топливо, морская вода, огнетушащее вещество и др.). Общепринятое название БНЗ – «чёрный ящик» (в действительности БНЗ обычно окрашивают в ярко-оранжевый цвет, хорошо заметный издали, что облегчает его поиск). Перспективно использование в бортовых накопителях радиомаяков – специальных радиопередатчиков, по сигналам которых можно в случае лётного происшествия определить в реальном масштабе времени местоположение ЛА непосредственно перед ударом о землю. БНЭ по устройству идентичны БНЗ, но вмещают больше информации и, как правило, не имеют специальной тепловой и противоударной защиты.