Богданов Палладий Андреевич
Богда́нов Палла́дий Андре́евич [27.11(9.12).1881, Санкт-Петербург – 31.3.1971, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский хоровой дирижёр, композитор, педагог, народный артист РСФСР (1954).
Из мещан. C 1892 г. малолетний певчий Придворной певческой капеллы. Впервые доказал возможность исполнения сольных женских партий в светских произведениях одним певцом-мальчиком, а не группой (как это практиковалось). В 1903 г. окончил инструментальные (как скрипач) и регентские (как учитель церковного пения и теории музыки) классы капеллы, в 1913 г. экстерном – композиторское отделение Санкт-Петербургской консерватории. В годы Первой мировой войны служил в ставке Верховного главнокомандующего.
В 1904–1941 гг. (с перерывом на военную службу в 1914–1917) дирижёр и преподаватель Придворной певческой (Ленинградской академической) капеллы. Сопровождал хор в зарубежных гастролях (в дореволюционный период). В 1937–1944 гг. преподаватель детской хоровой школы Ленинградской капеллы. В 1944–1955 гг. главный дирижёр хора мальчиков Хорового училища при капелле (в 1944–1945 – художественный руководитель).
Усилиями Богданова были сохранены дух и традиции капеллы. Благодаря ему образовательная деятельность капеллы дважды (в 1937 и 1944) была восстановлена после ликвидации школы, а во время её эвакуации в Великую Отечественную войну (в 1941–1944) он, занимая должность директора школы, заботился о сохранении жизни детей. Селу Арбаж Кировской области (ныне посёлок городского типа), где размещалась школа в эвакуации, Богданов посвятил симфоническую картину «Арбаж ночью» (1941), которая многократно исполнялась оркестром из эвакуированных учащихся.
Среди воспитанников Богданова: дирижёры А. Г. Мурин, В. В. Успенский, С. Н. Легков, С. Ф. Грибков, Ф. М. Козлов, В. Н. Минин, А. А. Юрлов, А. С. Дмитриев, В. А. Чернушенко; композиторы А. Г. Флярковский, А. А. Броневицкий, Я. И. Дубравин; певец В. А. Атлантов; музыковеды А. Л. Биркенгоф, А. А. Горковенко. По словам Минина, «все, кто учился у Палладия Андреевича Богданова, в своей душе поставили ему памятник» (Интервью Татьяне Плющай).
В 1934 г. участвовал в организации хора Ленинградского радиокомитета и руководил им в течение ряда лет, записал с ним несколько грампластинок. В 1945–1955 гг. руководитель Ленинградского ансамбля песни и пляски трудовых резервов (ныне – вокально-хоровая студия «На Фонтанке»).
На протяжении всей жизни Богданов сохранял живую связь с православной церковью. Многие духовные произведения написал по заказу Никольского морского собора. В послевоенные годы входил в совет мирян Ленинградской епархии, консультировал по вопросам богослужебного пения Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова).
Среди сочинений: опера «Весна, или Красная горка» (сочинена в 1919, сведений о постановке нет), кантата «Под Пулковым» (с органом, слова И. И. Демьянова; 1953), 2 концерта для скрипки с оркестром, камерные сочинения для разных составов, в том числе 4 струнных квартета, трио; для смешанного хора без сопровождения – 2 литургии, 2 всенощные, 2 хоровых концерта; светские хоры (в том числе на стихи И. А. Бунина); музыка для детского хора; романсы и песни для голоса с фортепиано; обработки русских народных песен и произведений русских и зарубежных композиторов для детского хора без сопровождения.
Богданов – автор методических пособий по сольфеджио, элементарной теории музыки, хоровому дирижированию.
Среди аудиозаписей: в исполнении хора Ленинградского радиокомитета – «Замучен тяжёлой неволей» (народная песня, текст П. Л. Лаврова), «Чапаевская» (Н. Н. Леви, текст А. А. Суркова), «Партизанская» (И. С. Атуров, текст С. Я. Алымова); в исполнении хора мальчиков Хорового училища при капелле – «Марш нахимовцев» (В. П. Соловьёв-Седой, текст Н. В. Глейзарова).