Биоконсерватизм
Биоконсервати́зм, этико-политическая концепция, скептически оценивающая некоторые направления современных исследований в области генной инженерии, ГМО, клонирования, работы со стволовыми клетками, попытки радикального продления жизни человека и улучшения его природы и т. д. Критика различных биотехнологий в рамках биоконсерватизма ведётся с этических позиций. Биоконсерватизм выступает за сохранение сложившихся антропологических представлений.
Основные направления
Одной из отличительных черт биоконсерватизма является его неоднородность: в его рамках могут уживаться религиозные консерваторы и левые экоактивисты, что говорит о нём не как о полноценной идеологии, а как о нишевой концепции, имеющей несколько ответвлений.
Религиозно-этический биоконсерватизм апеллирует в первую очередь к религиозной морали и трактует вмешательство в естественный порядок вещей как покушение на божественность мироздания и Бога и проявление человеческой гордыни. В зависимости от религиозной деноминации может различаться степень отторжения вмешательства: некоторые деноминации могут благословлять клонирование органов, тогда как другие могут считать греховным даже простое переливание крови.
Философско-антропологический биоконсерватизм обращается преимущественно к антропологическим вопросам, связанным с генной инженерией, и вытекающим из этого таким социальным проблемам, как:
Проблема равенства. Если человечество будет способно «редактировать» геном человека, то каковы будут отношения между «отредактированными» детьми и обычными (Kass. 2003)?
Проблема отношений родителей и детей. В случае возможности редактирования генома в процессе развития эмбриона особенности ребёнка становятся выбором родителей, несущих дополнительную ответственность (Sandel. 2007), а также получающих совершенно неограниченную власть над будущим ребёнка.
Проблема индивидуальной свободы. В случае естественного развития эмбриона человеческие свойства оказываются следствием работы механизма наследования, но при генетическом вмешательстве возникает проблема детерминации человека за счёт решений других субъектов. Это ставит под вопрос сам принцип свободы выбора и равенства, на которые человек имеет право с рождения (Хабермас. 2002).
Проблема асимметричности отношений между «улучшенными» и обычными людьми. Это ставит под угрозу демократию в силу отсутствия морального равенства. Это может быть продиктовано не объективными особенностями «улучшенных» людей, но самим знанием о подобной возможности (Хабермас. 2002).
Критика биоконсерватизма
Биоконсерватизм подвергается критике как со стороны сторонников трансгуманизма, так и со стороны некоторых современных философов. В частности, Х. Йонас критикует тезис Ю. Хабермаса о потенциальном генетическом редактировании детей как проблеме для индивидуальной свободы. С его точки зрения, улучшение человеческой природы открывает всё большее пространство для деятельности и увеличивает человеческую свободу (Йонас. 2004).
Аргумент политолога М. Сэндела о нарушении репродуктивной свободы через редактирование генома родителями парируется шведским философом Н. Бустрёмом, полагающим, что репродуктивной свободы не существует как таковой и нет причин предпочесть случайность естественной репродукции – искусственной (Бостром. 2016).
Аргумент американского врача и гуманиста, критика клонирования человека, продления жизни, эвтаназии и исследования эмбрионов Л. Касса о принципиальном неравенстве «улучшенных» и «обычных» людей может быть оспорен общим ростом равенства и включением в общественную жизнь всё новых групп населения: женщин, расовых и иных меньшинств и т. д. (Бостром. 2016). С точки зрения Бустрёма, нет никаких оснований полагать, что подобный механизм «расширения равенства» не сработает и в данном случае.