Беро Анри
Беро́ Анри́ (Henri Béraud) (21.09.1885, Лион – 24.10.1958, Сен-Клеман-де-Бален, департамент Приморская Шаранта), французский писатель, критик, публицист, журналист. Родился в семье пекаря; детству и юности посвятил книгу «Золотой сноп» («Le gerbe d’or», 1928). Дебютировал сборником «Бродячие стихи» («Les poèmes ambulants», 1903), публиковал в лионской прессе сатирические рассказы, фельетоны, статьи о литературе и искусстве. В 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны 1914–1918 гг. призван на военную службу. Занимал антивоенную позицию, во 2-й половине 1910-х и начале 1920-х гг. печатался в журналах левого направления Le Canard Enchaîné (1916–1919), Guignol (1917–1919), Le merle blanc (1919–1922). Получил известность благодаря романам «Лунный яд» («Le vitriol de Lune», 1921; русский перевод 1925) об эпохе Людовика XV и «Страдания толстяка» («Le martyre de l’obèse», 1922; русский перевод 1923) с ироническим изображением жизни буржуазной семьи; в 1922 г. за оба романа удостоен Гонкуровской премии.
Творческий диапазон Беро-беллетриста простирался от исторического романа-псевдодокумента «Мой друг Робеспьер» («Mon ami Robespierre», 1927, русский перевод 1927), в котором с симпатией изображена Французская революция 18 в. (то же в книге «Четырнадцатое июля»; «Le Quatorze Juillet», 1929), до изощрённого психологического анализа в «Лазаре» («Lazare», 1924, русский перевод 1925). Своим главным произведением считал цикл романов «Завоевание хлеба» («La conquête du pain») о жизни французской деревни: «Лес повешенного тамплиера» («Le bois du Templier pendu», 1926), «Молодчики из Сабола» («Les lurons de Sabolas», 1932), «Небо в копоти» («Ciel de Suie», 1933).
Неутомимый путешественник, А. Беро пользовался широкой популярностью как интервьюер и автор репортажей, печатавшихся в газетах Le Journal, L’Œuvre, Paris-soir, Le Petit Parisien и составивших книги «Что я видел в Москве» («Ce que j’ai vu à Moscou», 1925), «Фланер на жаловании» («Le flâneur salarié», 1927), «Что я видел в Берлине» («Ce que j’ai vu à Berlin», 1926), «Европейские встречи» («Rendez-vous Européens», 1928), «Что я видел в Риме» («Ce que j’ai vu à Rome», 1929), «Сегодняшние диктаторы» («Dictateurs d’aujourd’hui», 1933), «Вена, ключ мира» («Vienne, clef du monde», 1934) и др. Для репортажей характерны живое изложение увиденного, внимание к деталям повседневной жизни, нарочитое легкомыслие тона, симпатия к простым людям в сочетании с критикой властей (особенно в СССР, Италии и Австрии). Эти же особенности присущи литературной и театральной критике: сборники «Крестовый поход длиннолицых» («La croisade des longues figures», 1924) и «Возвращение пешком» («Retours à pied», 1924).
Под влиянием «дела Ставиского» в начале 1934 г. обратился к политической публицистике и стал постоянным автором правого еженедельника Gringoire (до лета 1943). Для статей характерны критика действий правительства, коррупции политического мира и государственного аппарата, антикоммунистические, антигерманские, антибританские и антисемитские высказывания: сборники «Окровавленные мостовые» («Pavés rouges», 1934) о политическом кризисе 6 февраля 1934 г. и его последствиях, «Три года гнева» («Trois ans de colère», 1936) и «Попю-король» («Popu-roi», 1938) – против политики Народного фронта и персонально Л. Блюма, «Без гнева и без страха» («Sans haine et sans crainte», 1942) – против действий «беллицистов» в 1938–1939 гг. Темпераментные памфлеты А. Беро отличались ораторским пафосом, саркастическим тоном, резкостью выражений, нередко переходивших в оскорбления. Поддерживал режим Ф. Петена. Отказ издателей Gringoire от антибританской ориентации привёл к разрыву с журналом (книга «Причины молчания»; «Les raisons d’un silence», 1944).
29 декабря 1944 г. был обвинён в сотрудничестве с немцами и приговорён к смертной казни. Но после петиции группы писателей во главе с Ф. Мориаком казнь была заменена пожизненным заключением; эти события Беро описал в книге «Пятнадцать дней со смертью» («Quinze jours avec la mort», 1946, опубликовано 1951). Освобождён в 1950 г. по болезни (частичный паралич).
Романы Беро регулярно переиздавались во Франции; в 2000-х гг. собрано и переиздано его поэтическое и журналистское наследие.