Бенцианов Бен Николаевич
Бенциа́нов Бен Никола́евич (настоящие имя, отчество и фамилия – Бенцион Ноевич Баранчик) (3.10.1918, Ростов-на-Дону – 2.4.2009, Санкт-Петербург; похоронен на Смоленском кладбище), российский артист эстрады и театра, конферансье, заслуженный артист РСФСР (1968), заслуженный артист Дагестанской АССР (1971), заслуженный артист Киргизской ССР (1974), народный артист РСФСР (1989).
Родился в семье рабочих Ноя Овсеевича Баранчика и Гени Гершововны Баранчик (урожденная Френкель).
В школьные годы занимался в драматическом кружке, организованном П. Юриновым – суфлёром Ленинградского государственного академического театра драмы (ныне Александринский театр). В 1932 г. впервые вышел на сцену Александринского театра в роли одного из арапчат в спектакле «Дон Жуан» Мольера (режиссёр В. Э. Мейерхольд).
В 1934 г. переехал с родителями в рабочий посёлок Балей (ныне город Забайкальского края), где работал актёром в Рабочем театре при комбинате «Балейзолото»; роли: Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя), Сенечка Перчаткин (комедия «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина), аспирант Лёша («Чудесный сплав» В. М. Киршона), Фёдор Швандя («Любовь Яровая» К. А. Тренёва).
В 1937 г. поступил в театральную школу-студию при Ленинградском большом драматическом театре имени М. Горького (ныне Санкт-Петербургский Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова) на курс Б. А. Бабочкина. В 1939 г. призван в армию, участвовал в советско-финляндской войне 1939–1940 гг. и Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.; был тяжело ранен и в 1943 г. демобилизован.
В 1943–1945 гг. выезжал на фронт как артист в составе бригады Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина, работал в Башкирской и Новосибирской филармониях. 6 ноября 1943 г. в концерте в новосибирском клубе имени И. В. Сталина впервые выступил в амплуа конферансье.
Во 2-й половине 1940-х гг. работал в Театре-студии под руководством А. Б. Винера (при Ленинградском областном гастрольном театре, ныне Государственный драматический театр «На Литейном»), однако проблемы со здоровьем, вызванные ранениями, вынудили его оставить театральную сцену.
С 1951 г. выступал в составе ансамбля эстрадных артистов «Ленгосэстрады» (с 1956 – Ленинградского отделения Всероссийского гастрольно-концертного объединения, с 1965 – «Ленконцерта») под руководством А. М. Блехмана, где познакомился с будущей женой и партнёршей по сцене, актрисой Л. П. Александровой. Одним из первых наиболее удачных образов, созданных Бенциановым на эстраде, стал бюрократ Доморощенко. Эту роль артист исполнял в концертных программах «Не проходите мимо» и «По разным адресам», вышедших в 1-й половине 1950-х гг. Последующие программы (миниатюры «Человек с чемоданчиком», «После дальних дорог», «Лицо друзей» и др.) закрепили его успех. Позднее возглавил группу артистов, которые, отделившись от ансамбля Блехмана, начали выступать с собственными эстрадно-музыкальными представлениями; в их числе – «Здравствуйте!» (1958), «Люди с чемоданчиком» (1960) и др.
С середины 1960-х гг. Бенцианов выступал с сольными номерами в сборных концертах и развлекательных программах на телевидении. В этот период в его репертуаре – фельетоны, скетчи, интермедии, сатирические монологи, стихи и музыкальные куплеты, которые быстро приобретали популярность. Многие произведения, с которыми выступал артист, были авторскими. В разные годы для него писали: М. Я. Грин («Человек с чемоданчиком»), О. А. Милявский («Как хорошо быть генералом»), Б. М. Рацер и В. К. Константинов («Помнить и дружить»), М. И. Ножкин, Г. К. Териков, В. А. Дабужский, Б. Л. Брайнин, Л. И. Сидоровский, А. Ю. Мерлин и др.
Ю. А. Дмитриев описывал актёрскую манеру Бенцианова: «Он по-спортивному подтянут, элегантен, по внешнему облику близок к тем, кто находится в зрительном зале. Разговаривает со зрителями просто, доверительно, не стремится сосредоточить внимание на смешных местах, но вместе с залом радуется удачной шутке, и создается впечатление, что она рождается экспромтом. Иногда включает в разговор музыкантов (интермедия "Опаснее врага" А. Мерлина). Исполняет куплеты от собственного лица. Вещи комические чередуются с серьёзными, порой драматическими. Музыкальность, пластичность, особое изящество подтанцовок в соединении с актерским мастерством – умение дать мгновенную зарисовку персонажа с помощью выразительного жеста, интонации, мимики отличают исполнение Бенциановым его лучших номеров…» (Дмитриев. 2004. С. 71–72).
Сольные программы формировал по едином принципу: они состояли из одного центрального монолога, двух или трёх музыкальных фельетонов и пяти-шести куплетных номеров; в их числе: «Весна в Октябре» (1975), «Быть человеком» (1976), «После длинных дорог» (1978), «Моё человечество» (1980), «Соль земли» (1982), «Признание в любви» (1986), «Лица друзей» (1988), «Россия – боль и радость моя» (1992).
В 1994–2009 гг. художественный руководитель отдела эстрады Государственного концертно-филармонического учреждения «Петербург-Концерт». В эти же годы участвовал в сборных концертах, бенефисах, творческих вечерах и презентациях.
На телевидении снялся в фильме-спектакле «Пять миллионов» (Писанли – агент по страхованию, режиссёр А. А. Белинский, 1968), принял участие в документальных фильмах «Жил-был артист…» (режиссёр А. Дунаев, 1992), «Возвращение. Эдуард Хиль» (режиссёр И. Фирсова, 2009), телепередачах «Голубой огонёк 1964» (1963), «Голубой огонек № 154» (1965), «Голубой огонек. Первомайский» (1967), «Голубой огонек. Почта первомайского "Огонька"» (1969), «Это было... было...» (1990), «Живу и помню. Мастера искусств – героическим защитникам Москвы» (1994), «Культурный слой» (выпуск «Империя Ленконцерта», 2008) и др.
Награждён орденами: «Знак Почёта» (1980), Отечественной войны 2-й степени (1985), Дружбы народов (1994), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (1999) и 3-й степени (2008).