Батискаф
Батиска́ф (от греч. βάθος – глубина и σκάφη – лодка, судно), самоходное транспортное средство, используемое для глубоководных погружений. Батискафы могут погружаться глубже, чем человек с аквалангом и подводные лодки. Батискаф состоит из двух основных компонентов: кабины экипажа и поплавка. Стальная кабина батискафа тяжелее воды и устойчива к морскому давлению, служит для размещения наблюдателей. Поплавок имеет бензиновые и воздушные баки, которые позволяют транспортному средству самостоятельно двигаться и маневрировать, а также погружаться и подниматься. Бензиновые баки легче воды, что позволяет батискафу, не погружаясь сразу, плавать на поверхности океана. Кабина и поплавок тесно связаны между собой. На поверхности один или несколько балластных баков, заполненных воздухом, обеспечивают достаточную подъёмную силу, чтобы батискаф оставался на плаву. Когда клапаны балластной цистерны открываются, воздух выходит и заменяется водой, что делает всё устройство достаточно тяжёлым для погружения. Бензин выпускается со скоростью, пропорциональной глубине погружения, замещаясь водой, таким образом, батискаф постепенно теряет плавучесть и скорость погружения увеличивается. Батискаф начинает опускаться, когда воздушные резервуары поплавков медленно заполняются водой; чем больше воды в баках, тем глубже может погружаться батискаф. Воздушные баки расположены сбоку от бензобаков, что помогает поддерживать одинаковое давление внутри и снаружи поплавковой конструкции. Для того чтобы спускаться на бо́льшие глубины, батискаф оснащён конусообразными контейнерами, называемыми бункерами, наполненными тяжёлым железным балластом, используемым для контроля веса судна. Вес балласта, достигающий 16 т, позволяет транспортному средству погружаться. Чтобы подняться, батискаф сбрасывает тяжёлый железный балласт, удерживаемый на месте магнитной системой, что позволяет батискафу подниматься даже в случае отключения питания.
Батискаф был спроектирован швейцарским физиком и океанографом О. Пиккаром. Первый батискаф, FNRS 2, построенный в Бельгии между 1946 и 1948 гг., был повреждён во время испытаний на о-вах Зелёного Мыса. Самый успешный аппарат О. Пиккара, «Триест», был спущен на воду в 1953 г. и погрузился на 3150 м (10 300 футов), имел установленные сверху пропеллеры, позволяющие ему самостоятельно маневрировать в воде. В 1958 г. «Триест» был приобретён Военно-морским флотом Соединённых Штатов, доставлен в Калифорнию и оснащён новой кабиной, предназначенной для того, чтобы достичь дна более глубоких океанических впадин. 23 января 1960 г. «Триест» вошёл в историю, когда лейтенант Д. Уолш и Ж. Пиккар спустились на 10 916 м (10 300 футов) в глубину Челленджера, расположенного на южной оконечности Марианской впадины – самой глубокой из известных точек земного океана, в западной части Тихого океана. В начале 1980 г. батискаф «Триест» был перевезён на военно-морскую верфь Вашингтона, где судно было выставлено в Национальном музее Военно-морского флота США.