Балюз Этьен
Балю́з Этье́н (франц. Étienne Baluze, лат. Stephanus Baluzius) (24.11.1630, Тюль, провинция Лимузен, ныне департамент Коррез, Франция – 28.7.1718, Париж), французский историк, юрист, библиотекарь, издатель источников. Родился в семье военного невысокого ранга. Учился в иезуитском коллеже в Тюле, затем в университете Тулузы, где изучал гражданское и каноническое право. Принял один из низших церковных чинов (нет точных сведений, какой именно). Некоторое время был адвокатом в Тюле. В 1656 г. стал секретарём Пьера де Марка, архиепископа Тулузы (в 1652–1662), историка, археографа, публициста и политического деятеля. В 1660 г. сопровождал его на последовавших за заключением Пиренейского мира 1659 г. переговорах с представителями Испании в г. Сере (провинция Руссильон, ныне департамент Восточные Пиренеи), целью которых было уточнение границы между двумя странами; подготовил сводку этих переговоров. Умирая (1662), де Марка завещал Балюзу свой архив. В 1665 г. Сорбонна присудила ему степень доктора канонического права. В 1667–1700 гг. служил библиотекарем Ж.-Б. Кольбера, благодаря чьему содействию получил доходные должности, в том числе королевского элемосинария (буквально – раздатчика милостыни, 1679). Пользуясь статусом и финансовыми возможностями Кольбера, Балюз активно собирал, копировал и издавал старинные рукописи. В 1689–1710 гг. профессор канонического права в Королевском коллеже (с 1870 Коллеж де Франс), в 1707–1710 гг. одновременно его директор.
Научные познания и интересы Балюза были очень широки. Он подготовил издание двух капитальных трудов П. де Марка: «О свободах галликанской церкви» (Dissertationum de Concordia Sacerdotii et Imperii, seu De Libertatibus ecclesiae gallicanae Libri octo. Paris, 1663) и «Испанская марка» (Marca hispanica, sive, Limes hispanicus. Paris, 1688); второй содержал, помимо исследования истории Каталонии в Средние века, публикации многочисленных документов и других источников, многие из которых известны только благодаря этому изданию. Сам Балюз начал с изучения церковных древностей Тюля [первая работа, «Каталог аббатов и епископов Тюльских» (Catalogus abbatum et episcoporum Tutellensium. Tulle, 1654)], затем переключился на более общие сюжеты. В 1664 г. он издал сочинения Лупа из Ферьера, в 1669 г. – известные ему проповеди Цезария Арелатского (всего 14), в 1682 г. – письма папы Римского Иннокентия III. Большое внимание Балюз уделял также изучению истории церковного права и публикации его источников. В этом ключе надо рассматривать такие его работы, как издания актов соборов Нарбонской Галлии (Concilia Galliæ Narbonensis. Paris, 1668), синодальное собрание церковных канонов Регинона Прюмского (Reginonis Abbatis Prumiensis libri duo de ecclesiasticis disciplinis et religione christiana. Paris, 1671), «Новое собрание соборов» (Nova collectio conciliorum. Paris, 1683), задуманное как дополнения и уточнения к 17-томному труду Ф. Лаббе и Г. Косара «Полнейшее собрание святейших соборов» (1671–1672), а также «Две книги диалогов об улучшении Грациана» выдающегося испанского историка права и архиепископа Таррагонского Антония Августина (Antonii Augustini Archiepiscopi Tarraconensis Dialogorum libri duo de emendatione Gratiani. Paris, 1672).
Балюзу принадлежит заслуга сведения воедино и публикации капитуляриев франкских королей (Capitularia regum Francorum. Paris, 1677), среди которых были и памятники церковного права; он ввёл в оборот само слово «капитулярии». О высоком качестве этой публикации говорит тот факт, что она была превзойдена лишь изданием А. Борециуса и В. Краузе, вышедшем в серии Monumenta Germaniae historica в 1883–1897 гг. Из других крупных публикаций Балюза нужно упомянуть «Историю авиньонских пап» (Vitae Paparum Avenionensium. Paris, 1693), посвящённую истории Авиньонского пленения пап. Помимо этого, из-под его пера вышло много других работ, в основном по истории Церкви, канонического права, патристики, каролингской культуры; среди них были и издания текстов древних христианских авторов, в том числе Киприана Карфагенского, Лактанция, Викентия Леринского, Сальвиана, Агобарда Лионского. Они были изданы в 7-томном авторском собрании «Miscellania» (Paris, 1678–1715).
Несмотря на огромные заслуги Балюза перед исторической наукой, высоко ценимые и в наши дни, он едва ли не больше известен ввиду участия в скандале, связанном с попыткой кардинала Э.-Т. де Ла Тур д’Овернь (1643–1715) доказать, что его семья ведёт свой род от овернских графов 9 в., а через них – от Каролингов. По мнению кардинала, это поставило бы его вровень с правящей династией Бурбонов, а то и выше, поэтому академический, на первый взгляд, вопрос имел явную политическую окраску. Кардинал основывался на малодостоверных родословных, которые не получалось подкрепить документами. Пользуясь тем, что подлинные овернские документы Раннего Средневековья сохранились плохо, так что уже в 17 в. историки располагали преимущественно более поздними копиями, кардинал заказал некому Жану-Пьеру де Бару изготовление фальшивок, которые направил на экспертизу лучшим специалистам того времени, а именно мавристам Ж. Мабильону и Т. Рюинару, а также Балюзу. Все трое заявили в 1695 г. о подлинности представленных документов. Но вскоре их подложность была доказана, и в 1704 г. де Бар осуждён. Опираясь на поддержку де Ла Тура, Балюз не сдался и в 1708 г. опубликовал двухтомную «Генеалогическую историю дома Оверни» (Histoire généalogique de la maison d'Auvergne. Paris, 1708; в отличие от абсолютного большинства работ Балюза, написана по-французски, а не на латыни), включив в неё немало документов, объявленных судом недостоверными, что, по-видимому, было не всегда обосновано. Эта публикация первоначально не вызвала реакции властей. Однако в 1710 г. кардинал де Ла Тур написал королю Людовику XIV оскорбительное письмо, открыто выдвинув в нём свои династические претензии, за что был объявлен в розыск и бежал за границу под защиту принца Евгения Савойского. Балюз тоже попал в немилость, был лишён всех должностей и отправлен в ссылку в Тур. В 1713 г. он получил разрешение вернуться в Париж, но восстановить свои позиции не сумел. В 1717 г. Балюз опубликовал свой последний труд – «Историю Тюля» (Historiae Tutelensis libri tres. Paris, 1717), серьёзную монографию, отмеченную редкой эрудицией, с приложением множества документов, многие из которых известны только по этой публикации. Сразу после смерти Балюза, в 1719 г., был составлен каталог его книг (около 12 тыс. томов), древних рукописей и архива (398 томов); предполагалось продать их на аукционе. Собрание рукописей и архив были куплены королём, впоследствии перешли в фонды Национальной библиотеки Франции, печатные книги по большей части разошлись по частным собраниям.