Автоведение поездов
Автоведе́ние поездо́в, система управления движением поездов, осуществляющая с заданной точностью выполнение и корректировки графика движения в автоматическом режиме. Различают автономные и централизованные системы автоведения поездов. Автономные системы управляют движением одного поезда и устанавливаются на локомотиве, обеспечивая автоматическое управление временем хода поезда по перегону, длительность стоянок, начало торможения (прицельное торможение). Централизованная система автоведения поездов содержит два функциональных контура. Верхний контур определяет рассогласование между плановым и исполненным графиком движения всех поездов на участке (для магистрального транспорта) или на линии (для метрополитенов), рассчитывает для каждого поезда требуемое время хода по перегону, длительность стоянки. Нижний контур реализует заданные верхним контуром режимы и параметры. В элементных базах централизованных систем используются средства вычислительной техники.
Автоведение поездов обеспечивает повышение пропускной способности железнодорожной линии; облегчает условия труда машиниста, освободив его от многих функций непосредственного управления поездом, повышает безопасность движения (в результате уменьшения вероятности опасного сближения поездов) и возможности локомотивной бригады уделять больше внимания окружающей обстановке, а также способствует уменьшению расхода энергии (топлива) на тягу поездов за счёт выбора энергетически оптимальных режимов управления.
Первая автономная система автоведения поездов, получившая название «автомашинист», была создана в СССР в 1957 г. для пригородного сообщения. В 1961 г. были проведены испытания автономной системы на Московском метрополитене. В 1960–1990-е гг. в СССР и за рубежом (Франция, Германия и др.) созданы системы автоведения поездов различного назначения – для метрополитенов, городских и магистральных железных дорог (с тепловозной и электровозной тягой), в том числе для высокоскоростных линий.