Авиационный пассажирский трап
Авиацио́нный пассажи́рский трап, устройство для входа пассажиров и экипажа в летательный аппарат и выхода из него. По конструкции трапы разделяются на несамоходные, самоходные, встроенные в здание аэровокзала и встроенные в летательный аппарат.
Несамоходные трапы
Несамоходные трапы изготовляются из лёгких конструкций и состоят из каркаса с боковым ограждением и поручнями, ступеней и верхней площадки. Для удобства перемещения несамоходные трапы устанавливаются на металлические обрезиненные или бескамерные пневматические колёса. Изначально несамоходные трапы не регулировались по высоте (имели постоянную посадочную высоту), ныне используют регулируемые по высоте трапы, что позволяет, не увеличивая их количество, обслуживать разные модели летательных аппаратов.
Самоходные трапы
Самоходные трапы по типу привода разделяются на трап с электроприводом и трап с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Самоходные трапы с электроприводом перемещаются при помощи электродвигателя постоянного тока, питающегося от аккумуляторных батарей. Трап состоит из ходовой части с рулевым управлением и приводом колёс, подъёмной лестницы, механизма подъёма лестницы гидравлического типа, нижней и верхней площадок. Изменение высоты подъёма трапа для обслуживания летательного аппарата с различным уровнем расположения входного люка достигается изменением угла наклона лестницы при помощи механизма подъёма.
Трап с приводом от двигателя внутреннего сгорания, как правило, монтируется на автомобильном шасси. Основная часть такого трапа – телескопическая двухсекционная лестница с ограждениями, поручнями и стационарно закреплёнными на лестнице ступенями. Верхняя секция лестницы оборудована горизонтальной посадочной площадкой с выдвижным устройством. Изменение высоты трапа достигается путём выдвижения верхней секции. Стыковка трапа с летательным аппаратом производится выдвижением концевой части верхней площадки. Для обеспечения устойчивого положения при посадке-высадке пассажиров самоходные трапы всех видов оборудуются выносными гидравлическими опорами (аутригерами).
Трапы, встроенные в здание аэровокзала
Трапы, встроенные в здание аэровокзала, по принципу действия разделяются на поворотные и стационарные. Поворотный трап состоит из двух или трёх телескопических секций – галерей, опирающихся на неподвижную и подвижную опоры, и головки трапа, шарнирно закреплённой на концевой секции. Неподвижная опора (ротонда; итал. rotonda, от лат. rotundus – круглый) устанавливается в непосредственной близости от аэровокзала и соединена с ним крытым мостиком – переходом. Подвижная опора обычно опирается на 2 колеса. На раме опоры размещены механизмы привода колёс, поворота каретки и подъёма трапа. Все механизмы могут быть электромеханического или гидравлического типа. Подвод трапа к летательному аппарату осуществляется четырьмя движениями:
Поворотом вокруг ротонды на необходимый угол (ось колёс подвижной опоры совпадает с продольной осью трапа).
Выдвижением трапа путём телескопирования его секций (ось колёс подвижной опоры перпендикулярна продольной оси трапа – подвижная опора растягивает телескоп).
Подъёмом трапа на необходимую высоту.
Стыковкой головки трапа с фюзеляжем летательного аппарата (поворот головки).
Стационарный трап постоянно закреплён на галерее аэровокзала. Стыковка его с летательным аппаратом производится путём телескопирования выдвижной секции, подъёма трапа и поворота его головки. Такая конструкция трапа требует точной установки летательного аппарата на месте стоянки, что достигается применением специальной системы наведения.
Трапы, встроенные в летательные аппараты
Трапы, встроенные в летательные аппараты, являются элементом конструкции фюзеляжа – пассажирской дверью и в открытом положении выполняют роль трапа. Одним торцом такой трап шарнирно прикреплён к фюзеляжу, а другой его торец опускается до земли (и поднимается обратно) при помощи гидравлического (основного) или ручного (запасного) привода. В убранном положении трап складывается и фиксируется. Трапы могут быть расположены по борту фюзеляжа или в его хвостовой части (с торца). Некоторые летательные аппараты оборудованы трапами, которые после открытия двери вручную выставляются одним концом на землю, а другой конец при этом закрепляется на пороге двери.