Авиаль
Авиа́ль (авиационный алюминий), деформируемый алюминиевый сплав, содержащий в качестве основных легирующих элементов магний и кремний (система Al–Mg–Si). Первоначально был разработан специально для конструкций летательных аппаратов; химический состав (%): магний 0,45–0,9; кремний 0,5–1,2; медь 0,1–0,5; марганец 0,15–0,35; железо не более 0,5; цинк не более 0,2; титан не более 0,15; остальное алюминий. Авиаль обладает высокой пластичностью и сопротивлением усталости, хорошей коррозионной стойкостью, свариваемостью; поддаётся различным видам декоративной отделки. Предел прочности сплава 330–380 МПа. При повышенных требованиях к коррозионной стойкости содержание меди в авиали обычно не превышает 0,1%. Для упрочнения подвергают закалке и искусственному старению.
Первый термически упрочняемый сплав системы Al–Mg–Si создан в 1923 г. В. Джефрисом и Р. Арчером (США). В России разработка и внедрение авиаля в производство проводились под руководством С. М. Воронова в 1930–1940-х гг. Позднее название «авиаль» стали употреблять применительно и к другим промышленным сплавам системы Al–Mg–Si. Авиаль широко используют для изготовления сложных по форме деталей, в частности прессованных, кованых и штампованных (лопасти винтов вертолётов, детали двигателей, профили и обшивки строительных конструкций и т. п.).