Асуэла Мариано
Асуэ́ла Мариа́но, Мариано Асуэла Гонсалес (Mariano Azuela González) (1.1.1873, Лагос-де-Морено – 1.3.1952, Мехико), мексиканский писатель, публицист, врач.
Сын преуспевающего ранчеро (фермера). После окончания средней школы в 1887 г. отдан в семинарию, но от церковной карьеры отказался. В 1898 г. окончил медицинский факультет университета Гвадалахары, начал в родном городе врачебную практику, которую не оставлял до конца жизни.
С 1896 г. публиковал юмористические зарисовки из студенческой жизни в сатирическом журнале Gil Blas cómico. Ранние романы Асуэлы – «Мариа Луиса» («María Luisa», 1907), «Колесо воздуха» («La rueda del aire», 1908) и другие – пронизаны социальной критикой. В романе «Побеждённые» («Los fracasados», 1908) рассказал о неравной борьбе с местной властью благородного адвоката, попытавшегося встать на защиту права, но из-за травли вынужденного бежать из города. Роман «Победители» («Los tirumfadores», 1909) – едкая сатира на власть имущих. Конфликт романа «Бурьян» («Mala yerba», 1909), построенный на противостоянии гордого крестьянского парня Хертрудиса и жестокого, упоённого властью латифундиста, обретает социальное звучание: веками задавленное крестьянство решается на открытую борьбу с угнетателями. Роман стал предвестником мексиканской революции 1910–1917 гг., в которой решающую роль сыграли крестьянские армии Ф. Вильи и Э. Сапаты.
Асуэла восторженно встретил революцию. В 1911 г. был избран алькальдом (мэром) Лагоса-де-Морено, однако, увидев, как бывшие управленцы, притворившиеся революционерами, снова взяли власть в свои руки, через несколько месяцев отказался от поста. Эта ситуация получила отражение в сатирическом романе «Андрес Перес, мадерист» («Andrés Pérez, maderista», 1911), в котором Асуэла обратился к теме революции, продолжив её в романе «Без любви» («Sin amor», 1912).
В 1913 г., после контрреволюционного переворота и захвата власти генералом В. Уэртой, Асуэла отправился врачом-добровольцем в армию Ф. Вильи. Два года воевал в составе отряда под командованием Х. Медины (1879–1939), который в дальнейшем стал прототипом главного героя романа «Те, кто внизу». В конце 1915 г., после разгрома Северной дивизии Вильи и входившего в неё отряда Медины, Асуэла вместе с остатками революционного войска бежал в США. С окончанием революции в 1917 г. вернулся в Мексику, где прожил до конца жизни.
В приграничном городке Эль-Пасо (штат Техас, США) за несколько месяцев Асуэла написал свой самый известный роман «Те, кто внизу» («Los de abajo», 1916; русский перевод 1970), публикуя его по частям в местной газете El Paso del Norte. Широкая читательская известность пришла к роману в 1927 г. Его второму рождению предшествовала ожесточённая журнальная дискуссия 1924–1925 гг., связанная с оценкой современного состояния национальной литературы (Dessau. 1972. P. 261–266). Одни писали о её бесплодии, подражательности европейским образцам и неспособности глубоко и самобытно отразить мексиканскую действительность. Другие (прежде всего критик Ф. Монтерде) опровергали эти обвинения, апеллируя к произведениям Асуэлы как к подлинно национальной прозе. В результате развернувшейся полемики к творчеству писателя пробудился широкий интерес; после переиздания романа (1927) последовал ряд зарубежных изданий: на испанском в Мадриде (1929) и Буэнос-Айресе (1930), на английском в Нью-Йорке (1929) и Лондоне (1930), на французском (1929, 1930) и немецком (1930) языках.
В силу новаторского художественного склада «Те, кто внизу» стал образцом мексиканского романа о революции, воплотив основополагающие художественные принципы этого течения: быстрая смена эпизодов, фрагментарность, преобладание диалога над описанием, отсутствие выраженной авторской позиции, смешение различных лексических пластов.
Повествование строится как цепь эпизодов, прослеживающих боевой путь партизанского отряда и судьбу его вожака Деметрио Масиаса, в котором отчётливо воплотились противоречивые черты восставшего народа и революции в целом: сочетание стремления к свободе и социальной справедливости с разгулом низменных страстей и насилия, самоотверженности – с грабежами, доброты – с жестокостью. Масиасу противопоставлен примкнувший к отряду студент-медик Луис Сервантес, которого партизаны называют «барчуком». Если крестьянин действует открыто, безрассудно, повинуясь стихийному порыву, то «барчук» заботится только о личной выгоде, прикрывая подлые поступки высокими словами. В финале Масиас погибает, а Сервантес остаётся жить и, как можно предположить, будет процветать в послереволюционной Мексике.
Роман «Те, кто внизу» ознаменовал новый шаг в совершенствовании художественных средств реалистической прозы. В отличие от предшествующих мексиканских образцов реализма, это роман многозначный, избавленный от жёстких идеологических конструкций и прямолинейности, дающий возможность для множества интерпретаций. В сложный художественный мир романа вводит его многозначное название. Наиболее очевидна трактовка социальная, подразумевающая противопоставление народа высшим общественным классам. Однако оппозиция «низ – верх» – это не только социальная, но также этическая и онтологическая антиномия, на одном полюсе которой – низ, земное, человеческое, стихия, динамика, война, «виоленсия», смерть; на другом – верх, небесное, природное начало, гармония, статика, любовь, вечность, бессмертие.
Главное воплощение «низа» представлено коллективным героем романа – партизанским отрядом, и не случайно его боевой путь начинается из глубины оврага и в том же овраге отряд, завершив цикл своего мифологического времени, гибнет. Партизаны вырываются наружу из подземных глубин, уподобленные хтоническим силам. «Верхние» социальные слои, отчасти воплощённые в карикатурном образе «барчука», в нравственном смысле не могут составить оппозицию партизанам. Идеология, исходящая из социального «верха», тем самым обесценивается, а «те, кто внизу» толком и не знают, за кого и за что они воюют.
Единственным противовесом «низовой стихии» выступает природное начало. В романе немного картин природы, но они резко перебивают круговерть движения своей возвышенной успокоенностью и гармонией, противостоящей варварству, насилию, смерти. И почти в каждой из этих природных картин прямо или косвенно создаётся образ неба, верха.
В сатирической повести «Домитило хочет стать депутатом» («Domitilo quiere ser deputado», 1918) Асуэла создал карикатурный портрет политического хамелеона. Место действия романа «Мухи» («Las moscas», 1918) – вокзал: образ взбаламученной толпы, беспорядочные короткие сцены, обрывки диалогов, осколки судеб – всё это призвано подчеркнуть хаотичность исторического движения, рождённого революцией. В основу романа «Треволнения порядочного семейства» («Las tribulaciones de una familia decente», 1918) легла христианская идея очищения через страдание: богатый землевладелец, лишившийся в ходе революции своего состояния, на смертном одре понимает, что нет иного пути постижения смысла жизни, кроме страдания.
В 1920-х гг. Асуэла резко изменил стиль. Для произведений этого периода, отмеченных влиянием эстетики авангардизма, характерны использование внутреннего монолога с элементами потока сознания, усложнённая или недосказанная фраза, «рваная» манера повествования с пропусками сюжетных элементов, намёками, беспорядочными штрихами. Писатель вовсе отходит от темы революции, меняет фон изображаемой действительности (сельский на городской), погружается в психологию героев и изучает зло в самых крайних и безобразных его проявлениях. Идейную основу произведений по-прежнему составляет оппозиция «верх – низ», но трактуется она более плоско и контрастно. Так, героиня повести «Злодейка» («La malhora», 1923), проститутка Альтаграсия, с помощью добрых людей поднимается «наверх», к благодетельному образу жизни, затем давние враги вновь утягивают её на дно, а в момент мщения она вдруг снова «взлетает», прощая врагам причинённое ей зло. Ту же эволюцию «снизу наверх» совершает раскаявшаяся убийца своего мужа донья Лупе («Возмездие», «El desquite», 1925) и погрязший в стяжательстве Дионисио, которого духовно спасает его жена – «светлячок» в кромешном мраке пороков («Светлячок», «La luciérnaga», написан в 1927, опубликован в 1932).
Последующие произведения Асуэлы появились после многолетнего перерыва в конце 1930-х гг. и отразили иную эпоху. В позднем творчестве писатель, который всегда находился в оппозиции к власти, не примыкая ни к «левым», ни к «правым», сосредоточился на критике современной ему действительности. Произведения Асуэлы теряют многозначность и художественную глубину, становятся одноплановыми, всё более памфлетными. В романе «Товарищ Пантоха» («Camarada Pantoja», 1937) представлена история возвышения безнравственного приспособленца и политического демагога. В романе «Сан-Габриэль де Вальдивиас» («San Gabriel de Valdivias», 1938) Асуэла единожды в своём творчестве обратился к индейской проблематике, сосредоточив внимание на критике аграрной реформы и обличении т. н. касикизма (сельского деспотизма). В романах «Регина Ланда» («Regina Landa», 1939), «Передовая» («Avanzada», 1940) и «Новая буржуазия» («Nueva burguesía», 1941) писатель беспощадно клеймит внутреннюю политику Л. Карденаса, а заодно – все высшие и средние слои общества, в особенности левую интеллигенцию. Если в мрачном мире романов 1920-х гг. «светлячки» оставались неуничтожимы, то искорки человечности быстро гаснут в кромешной тьме поздних произведений. Писатель создал ещё ряд романов, один из них с исчерпывающим заглавием «Проклятие» («La maldición», 1955, посмертно), герои которого – представители мексиканской буржуазии – показаны как морально разложившиеся, полностью утратившие чувство чести люди.
Национальная премия в области литературы (1942), Национальная премия в области искусств и наук (1949).