Аравийско-Индийский хребет
Арави́йско-Инди́йский хребе́т, подводный хребет, представляющий собой северо-западную ветвь системы срединно-океанических хребтов Индийского океана. На севере (10° с. ш.) он через трансформный разлом Оуэн сочленяется со срединно-океаническим хребтом Шеба, протягивающимся в Аденском заливе; южным окончанием (в районе 20° ю. ш.) является его сочленение с Центральноиндийским хребтом (в англоязычной литературе – западной частью Австрало-Антарктического поднятия). Общая протяжённость свыше 4000 км, ширина от 300 до 650 км, глубина подошвы 4000 м. Поверхность, особенно в осевой части, сильно расчленена. На всём протяжении хорошо выражена узкая рифтовая долина, окаймлённая гребнями с глубиной над ними менее 2000 м (наименьшая 1271 м). Многочисленные поперечные трансформные разломы, а также смещения нетрансформного типа делят хребет на отдельные сегменты разного ранга. Вдоль трансформного разлома Оуэн – одного из крупнейших среди структур такого типа в Мировом океане – происходит смещение оси хребта на 300 км. Разломы выражены в рельефе дна глубокими трогами (Вима, Родригес и др.), окаймлёнными хребтами. Глубины в разломах нередко превышают глубины в рифтовой долине, достигая 6000 м.
Аравийско-Индийский хребет относится к категории медленноспрединговых срединно-океанических хребтов. Он образовался при распаде древнего крупного континента Гондвана и отделении микроконтинента Сейшельских островов от Индостана; начало образования относится к позднему мелу – раннему палеоцену. Зона спрединга (разрастания океанического дна) на его гребне в настоящее время представляет собой границу дивергентного типа между Индо-Австралийской и Африканской литосферными плитами. В геодинамической эволюции хребта выделяются два этапа: на раннем этапе (поздний мел) – до начала коллизии (столкновения) Индостана с Евразией – скорости спрединга на хребте были относительно высокими; на позднем этапе (начиная с эоцена) – после коллизии – скорости не превышали 1 см в год. В течение эоцена произошла реорганизация направления спрединга, что отразилось в структуре линейных магнитных аномалий. В процессе эволюции хребта ось спрединга продвигалась в северо-западном направлении.
На Аравийско-Индийском хребте впервые были обнаружены (в 1964 на судне «Витязь») выходы ультраосновных горных пород. Выявлены (160◦ в. д.) железомарганцевые образования в виде конкреций, корок и других форм, участки сульфидной минерализации.
В зарубежных изданиях для северной части Аравийско-Индийского хребта чаще используется название Карлберг.