Антиреклама
Антирекла́ма, реклама, намеренно или случайно освещающая отрицательные свойства продукта или клиента. Обыкновенно выделяют три вида антирекламы. Во-первых, чёрный пиар – завуалированная критика компании и её продукции конкурентами. Во-вторых, неудачные рекламные кампании, изобилующие ошибками и дискредитирующие заказчиков. В-третьих, те случаи, когда рекламисты целенаправленно рассказывают не о достоинствах, а о недостатках продукции, чтобы подчеркнуть честность сообщения и заслужить доверие аудитории.
Законодательство большинства стран строго запрещает чёрный пиар как средство конкурентной борьбы, поэтому компаниям, использующим такие приёмы, часто приходится не называть продукцию конкурента прямо, а только намекать на неё (Виряскин. 2008).
Наиболее известная сфера применения антирекламы – «чёрные» выборные технологии. Пример политической антирекламы – баннеры с премьер-министром Великобритании Г. Брауном перед парламентскими выборами и фразой «Я забрал миллиарды фунтов из пенсий. Позвольте мне сделать это снова».
В коммерческом секторе антиреклама имеет завуалированный характер. Конкуренты могут задействовать активистские группы, общественные организации, медиков, экологов, градозащитников, которые выступят публичными лицами кампании против того или иного бизнеса. Однако связать общественную кампанию с лоббистскими усилиями тех или иных предприятий или отраслей непросто.
В экономике онлайн-платформ особое значение приобрели пользовательские отзывы о товарах и услугах. Считается, что антиреклама активно применяется в этой области. Специалисты могут не только самостоятельно подготовить и разместить на сайте или сервисе хвалебные отзывы о заказчике антирекламы, но и сфабриковать негативные отзывы о конкурентах (Байков. 2019).
СМИ сообщали о случае намеренного использования антирекламы как маркетингового приёма. Так, австралийский банк в порядке эксперимента запустил две кампании: в одной рассказывалось о достоинствах новой кредитной карты, в другой речь шла исключительно о её недостатках, например, о высоких комиссиях и других обстоятельствах, о которых обычно в договоре с клиентом указывается мелким шрифтом. Выяснилось, что люди, которые узнали о карте из «антирекламы», тратили по ней на 10 % больше, чем адресаты «позитивной рекламы», а также реже закрывали счета и реже допускали просрочку по платежам. Предполагается, что трезвомыслящую и плетёжеспособную аудиторию подкупила честная подача информации. Таким способом компании удалось заручиться поддержкой небольшого, но качественного сегмента потребителей кредитных продуктов (Березовой. 2021).