Амортиза́тор, устройство для смягчения ударов в машинах и сооружениях с целью снижения динамических нагрузок на них и повышения их надёжности. Амортизаторы устанавливают между телом (деталью, узлом и т. п.), передающим ударную нагрузку, и частью машины, защищаемой от её воздействия. Все амортизаторы работают по принципу преобразования кинетической энергии в тепловую. Конкретный вид такого преобразования определяется типом амортизатора: гидравлический, фрикционный, релаксационный. В конструкциях амортизаторов используются упругие свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. К твёрдым амортизаторам относятся рессоры, торсионы, пружины, резиновые прокладки и др. Работа газовых и жидкостных амортизаторов основана на упругом сжатии газов (пневматической пружины) и поглощении энергии ударов за счёт сопротивления жидкости при её перетекании из одной полости в другую через отверстие или канал малого сечения.