Адрианов Борис Михайлович
Адриа́нов Бори́с Миха́йлович [31.12.1920 (по документам – 6.1.1921), деревня Парнеково Сменцовской волости Мышкинского уезда Ярославской губернии (в настоящее время затоплена водами Рыбинского водохранилища) – 10.10.1993, Москва], советский и российский лётчик-испытатель, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1968), полковник (1962).
Детство и юность провёл в Москве, в 1940 г. окончил Свердловский аэроклуб (г. Москва).
В Вооружённых Силах СССР с декабря 1940 г. В 1943 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов имени В. П. Чкалова [ныне Борисоглебская учебная авиационная база Военного учебного научного центра Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС) «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»], находившуюся в эвакуации в г. Троицк Челябинской области. В 1943–1944 гг. лётчик–инструктор 2-го запасного авиационного полка на станции Сейма (ныне г. Володарск Нижегородской области). Занимался переучиванием строевых лётчиков на истребители Ла-5.
В мае – июне 1944 г. проходил боевую стажировку в 239-м истребительном авиационном полку на 1-м Украинском фронте. После возвращения с фронта во 2-й запасной авиаполк неоднократно подавал рапорты командованию с просьбой отправить его на фронт. Не дождавшись положительного ответа, в сентябре 1944 г. самовольно улетел из полка, спрятавшись в фюзеляже истребителя, перегоняемого с авиазавода на передовую.
Участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: в ноябре 1944 – мае 1945 гг. старший лётчик 156-го истребительного авиационного полка. Воевал на 2-м Белорусском фронте. Участвовал в Ломжа-Ружанской, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.
Всего за время войны совершил 71 боевой вылет на истребителях Ла-5 и Ла-7, сбил лично один самолёт и в составе группы четыре самолёта противника.
После войны до 1947 г. продолжал службу в строевых частях Военно-воздушных сил (ВВС) в Северной группе войск (Польша). В 1953 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского.
В августе 1953 – мае 1962 гг. на лётно-испытательной работе в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС (ныне Государственный лётно-испытательный центр имени В. П. Чкалова Министерства обороны Российской Федерации). Провёл государственные испытания сверхзвуковых истребителей-перехватчиков Су-9 и Су-11. Участвовал в государственных испытаниях самолёта-разведчика Як-27Р и других военных самолётов.
В мае 1962 – июне 1966 гг. старший лётчик-инспектор боевой подготовки истребительно-бомбардировочной авиации Управления боевой подготовки ВВС. В июне 1966 – декабре 1968 гг. лётчик-испытатель военной приёмки на авиазаводе «Знамя труда» в г. Луховицы Московской области (ныне Луховицкий авиазавод имени П. А. Воронина). Испытывал серийно производившиеся на заводе пассажирские самолёты Ил-18, сверхзвуковые истребители МиГ-21, их модификации, а также средства высотного жизнеобеспечения.
В январе 1969 – мае 1977 гг. старший инспектор-лётчик-испытатель Управления опытного строительства и серийных заказов авиационной техники ВВС. Курировал деятельность лётчиков-испытателей всех военных представительств на авиационных заводах Министерства авиационной промышленности СССР.
28 мая 1960 г. на самолёте Су-9 установил 2 мировых авиационных рекорда: абсолютный рекорд скорости полёта по замкнутому маршруту (2092 км/ч) и рекорд скорости полёта на 100-километровом замкнутом маршруте. С мая 1977 г. в запасе.
Награждён 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (апрель, май 1945), орденом Отечественной войны 2-й степени (1985), 3 орденами Красной Звезды (1956; 1957; 1974), медалями. В 1960 г. удостоен одной из высших наград Международной авиационной федерации – медали имени де Лаво (1960).
Похоронен на Хованском Западном кладбище в Москве.