Абхазский народный совет
Абха́зский наро́дный сове́т (АНС; с 20 марта 1919 Народный совет Абхазии, НСА; абх. Аԥсны́ Жәлар Рсовет), высший представительный орган Абхазии в 1917–1921 гг.
Предыстория создания
Предшественником Абхазского народного совета (АНС) был Комитет общественной безопасности, созданный в Сухуме 10(23) марта 1917 г. группой представителей абхазского дворянства во главе с сухумским городским головой князем А. Г. Шервашидзе. При комитете была создана также милиция во главе с князем Т. Х. Маршания.
20 октября (2 ноября) во Владикавказе представителями северокавказских и части казачьих политических кругов был подписан союзный договор Юго-Восточного союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей, который декларировал необходимость создания Российской Демократической Федеративной Республики с признанием членов указанного союза «штатами этой федерации». В качестве одного из участников союза указан «горский народ Сухумского округа (абхазцы)». На церемонии подписания присутствовала абхазская делегация во главе с князем А. Г. Шервашидзе.
8(21) ноября в Сухумском округе под председательством С. П. Басариа состоялся 1-й окружной отдельный съезд, в ходе которого сформировались две политические группировки. В первую вошли сторонники участия Абхазии в Юго-Восточном союзе казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей. Основу этой группировки составили часть абхазского дворянства (князь А. Г. Шервашидзе, Т. Х. Маршания) и представители абхазской интеллигенции (С. П. Басариа, М. И. Тарнава и др.). Участники второй выступали за ориентацию на Тифлис (ныне Тбилиси) и грузинские политические круги (в основном представители Самурзакана – территория нынешних Галского, Ткуарчалского и частично Очамчырского районов Республики Абхазия). Координаторами этой группы стали бывший депутат 4-й Государственной думы от Батумской и Карсской областей и Сухумского округа, видный меньшевик А. И. Чхенкели и избранный летом 1917 г. сухумским городским головой меньшевик В. Г. Чхиквишвили. Фактически они представляли интересы созданного в апреле 1917 г. Грузинского интерпартийного совета, который ставил своей целью создание широкой автономии Грузии в составе России. При этом в вопросе о границе грузинской автономии был установлен принцип «спорных» и «бесспорных» территорий. К «бесспорным» территориям относились те части Тифлисской и Кутаисской губерний, а также некоторых других территорий бывшего Кавказского наместничества, чья принадлежность к исторической Грузии была для грузинских политиков несомненна. К «спорным» относились те земли бывшего Кавказского наместничества, чья принадлежность к Грузии вызывала сомнение. Проблемы принадлежности этих земель, по мысли активистов Грузинского интерпартийного совета, должны решаться через референдум. Бо́льшая часть территории Абхазии (в первую очередь Самурзакан) была отнесена к «спорным» территориям.
В ходе 1-го окружного отдельного съезда сторонники прогрузинской ориентации шантажировали своих оппонентов тем, что в случае отказа от заключения союза с Грузинским интерпартийным советом они начнут процесс сецессии Самурзакана.
Отдельно следует выделить позицию абхазских большевиков во главе с Н. А. Лакоба и Е. А. Эшба, которые оппонировали как сторонникам группы А. Г. Шервашидзе, так и сторонникам протифлисской ориентации, требуя установления советской формы правления во главе с Советом рабочих и крестьянских депутатов.
Первый АНС (ноябрь 1917 – апрель 1918)
В ответ на действия сторонников прогрузинской ориентации А. Г. Шервашидзе, Т. Х. Маршания, С. П. Басариа и их союзники 8(21) ноября 1917 г. провозгласили создание Абхазского народного совета и в тот же день приняли «Конституцию Абхазского народного совета». Главой АНС стал князь А. Г. Шервашидзе. Большую помощь в ходе провозглашения АНС оказал представитель Союза объединённых горцев Кавказа А. Дж. Шерипов.
Основным вопросом деятельности первого АНС было определение государственно-правового статуса Абхазии и её отношений с другими государственно-правовыми образованиями Закавказья и Северного Кавказа в сложных условиях постоянной смены целей политических сил Закавказья. До краха Учредительного собрания в январе 1918 г. большинство этих сил рассматривали вопрос о создании автономий для своих этнических групп в составе новой федеративной России, после его разгона различные этнополитические силы (грузинские, армянские, азербайджанские, абхазские и др.) тяготели к построению самостоятельных форм государственности в Закавказье.
В период с 15(28) ноября 1917 по 10 февраля 1918 гг. существовал Закавказский комиссариат, который контролировал всю территорию Закавказья, кроме Баку. При этом интересы трёх основных этнополитических сил региона – грузинских, армянских и азербайджанских партий – различались. Формально все они сходились на том, что желают построения общего государственного формирования в Закавказье. Однако армянские политики тяготели к Антанте и белым силам в России как к возможным защитникам от османской угрозы, грузинские политики имели в тот момент в основном прогерманскую ориентацию, а азербайджанские партии тяготели к Турции. АНС был намерен присоединиться к северокавказскому государственному образованию.
9 февраля 1918 г. в Тифлисе прошли переговоры между членами АНС и Национальным советом Грузии, инициированные грузинской стороной. В результате стороны выработали соглашение, содержавшее следующие пункты:
1. Воссоздать единую нераздельную Абхазию в пределах от реки Ингур до реки Мзымта, в состав которой войдут собственно Абхазия и Самурзакан, то есть нынешний Сухумский округ.
2. Форма будущего политического устройства единой Абхазии должна быть выработана в соответствии с принципом национального самоопределения на Учредительном собрании Абхазии, созванном на демократических началах.
3. В случае если Абхазия и Грузия пожелают вступить с другими национальными государствами в политические договорные отношения, то взаимно обязываются иметь предварительные между собой по этому поводу переговоры.
Грузинская историография трактует это соглашение как признание АНС зависимости от Грузии и создание абхазской автономии внутри грузинского государственного субъекта. Такого же мнения придерживаются и некоторые представители армянской историографии (например, Б. В. Маилян), которые интерпретируют это соглашение как размен, при котором абхазская сторона снимала лозунг ориентации на Северный Кавказ в обмен на аналогичный отказ грузинской стороны от борьбы за Самурзакан.
Между тем к моменту подписания данного соглашения никакого грузинского государственного субъекта не существовало. Более того, 10 февраля Закавказский комиссариат был трансформирован в Закавказский сейм, сформированный из депутатов Учредительного собрания и представителей политических партий региона. Таким образом, соглашения 8 февраля можно рассматривать как протокол о намерениях, который каждая сторона могла толковать в свою пользу.
4–9 марта в Сухуме под председательством сухумского городского головы В. Г. Чхиквишвили прошёл 2-й Сухумский окружной крестьянский съезд, который признал Закавказский сейм в качестве общекраевой власти и АНС в качестве высшей власти на территории Абхазии. Несомненно это стало компромиссом между тифлисскими политиками и АНС. Член Национального совета Грузии (НСГ) Д. Сулиашвили заявил, что «Абхазия будет целостной автономной единицей, основанной на территориально-национальном принципе» (цит. по: Муханов. 2019. С. 455).
Некоторые историки (например, Б. В. Маилян) трактуют решения этого съезда как определение статуса Абхазии в качестве будущего участника закавказского государственного объединения. Однако сама идея общего закавказского государственного или квазигосударственного объединения была поставлена к тому моменту под сомнение. Внутри Закавказского сейма существовал раскол по вопросу об участии в Первой мировой войне 1914–1918 гг. и о форме дальнейших отношений Закавказья с Россией. Таким образом, и признание Закавказского сейма было также декларацией о намерениях, которую каждая сторона могла толковать по-своему.
22 апреля Закавказский сейм провозгласил создание Закавказской демократической федеративной республики (ЗДФР) во главе с А. И. Чхенкели. Несмотря на декларировавшийся федеративный характер, никакой де-факто федерацией данное образование не являлось. Не были очерчены ни её внешние, ни внутренние границы, так же как и права центра и субъектов этой федерации.
Деятельность первого АНС и решение вопроса об определении статуса Абхазии были прерваны попыткой установления советской власти в Абхазии. 8 апреля в Сухуме была провозглашена советская власть. Временным верховным органом стал Сухумский окружной военно-революционный комитет во главе с председателем Е. А. Эшба. АНС был распущен, часть его членов оказалась в тюрьме, другая скрывалась в Успенском соборе в селе Моква.
Деятельность членов Первого АНС в мае 1918 г.
Часть оставшихся на свободе членов АНС обратилась к закавказским властям за помощью. 11 мая в Батуме открылась мирная конференция с участием Германии, Турции, ЗДФР, северокавказского правительства. В связи с этим группа членов АНС (князь А. Г. Шервашидзе, Т. Х. Маршания, С. П. Басариа) обратилась к турецкому правительству с просьбой признать Абхазию частью Республики Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана (Горской республики). В свою очередь, грузинская сторона 20 мая сформировала альтернативную делегацию членов АНС (князь В. А. Шервашидзе, А. М. Чочуа и др.), которой были даны инструкции настаивать на принадлежности Абхазии к Закавказской Федерации. Однако мнения участников делегации раскололись: часть её (С. П. Басариа и др.) поддержала требования о вхождении в Горскую республику. Некоторые историки (например, Б. В. Маилян) пытаются декларировать фиктивность пребывания Абхазии в Горской республике, но в этой логике и грузинская государственность в тот период носила виртуальный характер.
26 мая произошёл распад Закавказской федерации и была провозглашена независимость Грузинской демократической республики (ГДР). Таким образом, все ранее достигнутые договорённости между НСГ и первым АНС были обнулены.
Второй АНС (конец мая – начало июня – 10 октября 1918)
Деятельность АНС была восстановлена после поражения советской власти в Сухуме 17 мая 1918 г. Это стало результатом компромисса между ядром первого состава АНС и меньшевистскими властями. В новый состав АНС были кооптированы члены меньшевистской партии (А. К. Эмухвари и др.). Председателем второго АНС был избран социал-демократ князь В. А. Шервашидзе.
Центральным событием деятельности второго АНС стало определение государственно-правовых отношений Абхазии и Грузии. 2 июня АНС принял постановление «О суверенитете Абхазии после распада Закавказской Федеративной республики», в котором декларировалось отсутствие государственно-правовых отношений между Абхазией и Грузией после распада ЗДФР; на АНС возлагалась вся полнота власти на территории Абхазии; содержалось обращение к НСГ с просьбой оставить в распоряжении АНС отряд грузинской Красной гвардии для водворения порядка; фактически отменялись распоряжения грузинского правительства о судопроизводстве и мобилизации; содержалось требование воздержаться от подобных действий дальше; в Тифлис направлялась делегация с целью решить вопросы взаимоотношений между Абхазией и Грузией.
8–11 июня в Тифлисе состоялись переговоры членов делегации АНС в составе Р. И. Какубава (Какуба), Г. Д. Туманова, В. Г. Гурджуа, Г. Д. Аджамова с грузинскими властями. В ходе переговоров на делегацию АНС оказывалось сильное давление, грузинское правительство требовало немедленного подписания договора между Сухумом и Тифлисом или хотя бы устного согласия на его подписание в самое ближайшее время. До подписания договора грузинское правительство отказывалось представлять абхазскую сторону на переговорах с иностранными державами, выражая опасения, что Турция может оккупировать Абхазию.
В результате Какубава запросил у АНС мандат на подписание договора. 10 июня АНС дал согласие на заключение договора. Против этого выступил только С. П. Басариа, который предложил обратиться к Грузии с просьбой дать согласие провести съезд для определения статуса Абхазии.
Ещё ранее, 8 июня, грузинским правительством был составлен проект договора между Абхазией и Грузией, в котором предусматривалось:
создание при грузинском правительстве поста министра по делам Абхазии, на который будет назначена кандидатура по представлению АНС;
взятие АНС на себя внутреннего управления Абхазией;
существление финансирования Абхазии за счёт средств, отпускаемых грузинским правительством и расходуемых АНС;
отправка в помощь АНС отряда Красной гвардии;
формирование интернационального отряда в распоряжении АНС, вооружение и снаряжение для которого выделяется Грузией;
проведение социальных реформ на основе общих законов применительно к местным условиям;
созыв «по возможности в скором будущем» на демократических началах съезда населения Абхазии, который должен окончательно решить вопросы её устройства;
«пересмотр» договора Национальным собранием Абхазии.
Вечером 10 июня АНС на своём заседании составил свой вариант договора, содержавший следующие положения:
Заключаемый договор пересматривается Национальным собранием Абхазии, которое окончательно определяет политическое устройство Абхазии, а также взаимоотношения между Грузией и Абхазией.
При правительстве Грузинской демократической республики состоит полномочный представитель Абхазского народного совета, «с каковым Грузинское правительство сносится» по делам Абхазии.
Внутреннее управление в Абхазии принадлежит Абхазскому народному совету.
В вопросах внешней политики Грузия, являясь официальным представителем обеих договаривающихся сторон, фактически выступает совместно с Абхазией.
Кредиты и средства, необходимые на управление Абхазии, отпускаются из средств Грузинской демократической республики в распоряжение Абхазского народного совета.
Для скорейшего установления революционного порядка и организации твёрдой власти в помощь Абхазскому народному совету и в его распоряжение, «впредь до минования надобности», Грузинская демократическая республика посылает отряд Красной гвардии.
В Абхазии Абхазский народный совет организует войсковые части, и необходимые для этих частей снаряжение, обмундирование и средства отпускаются Грузинской демократической республикой в распоряжение совета.
Социальные реформы проводятся в жизнь Абхазским народным советом на основании общих законов, изданных Закавказским сеймом, но применительно к местным условиям.
11 июня в Тифлисе делегация АНС и грузинское правительство в лице министра юстиции Ш. В. Алексеева-Месхиева (Алекси-Месхишвили) и министра земледелия Н. Г. Хомерики подписали договор в редакции, близкой к проекту от 8 июня. При этом у сторон было разное понимание того, какой именно текст договора является легитимным: от 8 июня (так считали в Тифлисе) или от 11 июня (как заявил 4 июля председатель АНС В. А. Шервашидзе).
18 июня правительство ГДР, ссылаясь на текст договора от 8 июня, под предлогом борьбы с большевиками и защиты Абхазии от возможной турецкой оккупации ввело в Абхазию грузинские вооружённые формирования под руководством генерал-майора Г. И. Мазниашвили. За этим последовало самовольное определение статуса Абхазии со стороны Военного министерства Грузии. 23 июня оно объявило о создании Сухумского генерал-губернаторства, а сам Мазниашвили объявлен генерал-губернатором.
В ответ 4 июля АНС и его председатель В. А. Шервашидзе заявили по этому поводу протест грузинскому правительству.
Назначение Мазниашвили генерал-губернатором сопровождалось и другими действиями, нарушавшими договор от 8 июня. 18 июня МВД ГДР заявило о временном переподчинении Самурзаканского участка по вопросам, относящимся к общественной безопасности, к ведению Кутаисского губернского комиссара, что фактически означало сецессию самурзаканского региона от Абхазии и было прямым нарушением договора между первым АНС и НСГ от 9 февраля 1918 г. 17 июля Мазниашвили выдал меньшевику Д. П. Цхакая мандат своего личного представителя в АНС.
18 июля на заседании АНС его депутаты выразили решительный протест по поводу назначения Цхакая, не признали его мандат и разрешили ему присутствовать на открытых заседаниях АНС как частному лицу.
Другим предметом конфликта между вторым АНС и тифлисскими властями стало проведение политики грузинизации. В частности, 23 июля Комиссия по вопросу о сокращении штатов и национализации почтово-телеграфных учреждений Грузии направила в Сухум телеграмму, в которой предписывала до 1 ноября ввести в почтово-телеграфных учреждениях Абхазии в качестве официального грузинский язык и уволить всех сотрудников, не владевших им.
В ответ 25 июля АНС указал грузинскому правительству, что с учётом интернациональности Абхазии основным языком останется русский, и потребовал от чиновников края дать подписку о верности АНС, запретив увольнения служащих по национальному признаку.
На этом фоне часть членов АНС пыталась заручиться военной поддержкой. 27 июня десант абхазских махаджиров (мухаджиров) из Турции во главе с князем Д. Маршан высадился у реки Кодор в имении главы первого АНС князя А. Г. Шервашидзе и был поддержан им и рядом его соратников. 15 августа он был разбит грузинскими войсками, а А. Г. Шервашидзе с группой лиц (Т. Х. Маршания, М. Р. Багапш, С. П. Басариа и др.) были исключены из состава АНС и объявлены в розыск.
Одновременно в июле 1918 г. группа членов АНС во главе с Г. Д. Тумановым вступила в переговоры с большевистским вооружённым формированием «Киараз» в целях привлечения «киаразовцев» на свою сторону и их легализации. По планам некоторых членов АНС «Киараз» должен был быть переименован в «Абхазскую бригаду». Согласно подготовленной в результате переговоров «Декларации и Конституции» «Киараза», «киаразовцы» должны были признать в качестве высшего органа власти АНС, а им самим в АНС должны были быть выделены два места. Данный документ должен был быть принят на объединённом собрании членов «Киараза» Гудаутского и Гагрского участков. Его проект датирован 12 августа. Под ним стоят подписи видных «киаразовцев» и большевистских активистов В. А. Агрба и М. Г. Гобечия. Через переговоры с АНС и легализацию «Киараза» руководство абхазских большевиков пыталось заложить подпольные ячейки своей партии. Однако в результате переговоров выявились противоречия между АНС и большевистским ядром «Киараза» и соглашение не было претворено в жизнь.
Одновременно члены второго АНС активно боролись с использованием вооружённых сил Грузии против мирного населения Абхазии. Так, комиссия АНС под руководством К. Ф. Дзидзария в августе 1918 г. только в селе Лыхны Гудаутского участка насчитала ущерб от действий грузинских войск на сумму 85 718 руб.
15 августа грузинские власти приостановили деятельность второго АНС. Период от приостановки деятельности до окончательного разгона второго АНС 12 октября можно рассматривать как период формирования оккупационного режима грузинских властей в Абхазии. После приостановления деятельности второго АНС грузинские власти предъявили части его депутатов во главе с С. П. Басариа обвинение в туркофильстве. В состав АНС были добавлены представители грузинского и мегрельского населения, несколько греков, армян и русских.
В середине сентября деятельность второго АНС была восстановлена. Одновременно 16 сентября полномочным представителем Грузии в Абхазии был назначен И. Рамишвили, которому должны были подчиняться все военные и гражданские учреждения, что являлось прямым нарушением грузино-абхазского договора от июня 1918 г.
9 октября часть депутатов АНС (Д. И. Алания, С. М. Ашхацава) объявила о выборах в Учредительное собрание Абхазии и потребовала восстановить в правах первый АНС, отменить решения об исключении части депутатов из его состава, а также решения о кооптации в его состав лиц, угодных грузинским властям. В ходе полемики депутаты вынесли вотум недоверия председателю второго АНС В. А. Шервашидзе.
В Тифлисе расценили такое поведение как мятеж. Здание АНС в ночь с 9 на 10 октября было оцеплено грузинскими войсками. 12 октября тифлисское правительство объявило о роспуске второго АНС и ввело в Абхазии военное положение. Министр по делам Абхазии Р. Чкотуа был смещён со своего поста, а его функции были переданы МВД Грузии. Был сформирован Комиссариат по делам Абхазии, который возглавил грузинский меньшевик В. Г. Чхиквишвили. Группа депутатов второго АНС [Д. И Алания, С. М. Ашхацава, князь В. К. Шервашидзе (Чачба), Г. Д. Аджамов и др.] была арестована и заключена в Метехскую крепость в Тифлисе.
Третий АНС (с 20 марта 1919 Народный совет Абхазии) (18 марта 1919 – март 1921)
Условия выборов в третий АНС были выработаны грузинскими властями, которые потребовали укомплектовать его на основе всеобщих прямых и тайных выборов на пропорциональной основе. Грузинская историография и её сторонники (Б. В. Маилян) интерпретируют изменение правил выборов в АНС как стремление обеспечить интересы неабхазских общин Абхазии, однако такая трактовка может быть поставлена под сомнение.
27 декабря 1918 г. грузинский парламент принял положение о выборах в Абхазии. Согласно ему, депутатами АНС могли быть избраны и граждане Грузии, проживавшие вне Абхазии, и лица, поселившиеся в Абхазии после 26 июня (9 июля) 1914 г. Таким образом, грузинские власти не просто снижали численность абхазского этнического элемента, но и «разбавляли» потенциальный состав нового АНС лицами, которые к данной территории не имели никакого отношения. При этом в самой Грузии было установлено т. н. гражданское подданство, которое лишало избирательного права значительную часть населения.
От выработки положения о выборах в Абхазии были отстранены ряд депутатов второго АНС, находившиеся под арестом в Метехской крепости. Они были выпущены в январе 1919 г. лишь под давлением британских оккупационных властей.
Ускорению проведения выборов в третий АНС способствовал новый виток вооружённого конфликта между ГДР и Добровольческой армией генерал-лейтенанта А. И. Деникина. Представители Добровольческой армии требовали объявить территорию Абхазии нейтральной зоной, в связи с чем ГДР срочно нужен был местный орган власти, который можно было бы выдать за выразителя мнения абхазского населения.
Выборы в третий АНС состоялись в феврале 1919 г. Из 40 избранных депутатов 27 выступали сторонниками грузинских властей.
18 марта состоялось заседание третьего АНС. Председателем был избран меньшевик А. К. Эмухвари. В мае 1919 г. его сменил председатель второго АНС князь В. А. Шервашидзе. Внутри НСА существовали три фракции: ориентированные на правительство ГДР меньшевики; социал-демократы-интернационалисты (вышедшие из меньшевистской партии абхазы-меньшевики) во главе с М. И. Тарнава; независимые социалисты (Р. И. Какуба, С. Я. Чанба).
20 марта 1919 г. АНС был переименован в Народный совет Абхазии (НСА). В тот же день НСА принял «Акт об автономии Абхазии», в котором декларировал вхождение Абхазии в качестве автономной единицы в ГДР. Для составления конституции абхазской автономии должна была быть создана смешанная комиссия из равного числа членов НСА и Учредительного собрания Грузии. В результате были разработаны три проекта конституции. Первый был составлен фракцией НСА, второй – Комиссариатом по делам Абхазии, третий – фракцией «независимцев» НСА. Первые два проекта предполагали автономию Абхазии на уровне земской автономии, третий предполагал разработку автономного статуса с учётом соглашения от июня 1918 г. В результате ни один из этих проектов не был принят из-за разногласий между грузинскими органами власти и НСА.
6 ноября 1920 г. делегация НСА в составе 9 человек (глава – В. А. Шервашидзе; от фракции независимых социалистов – Д. И. Алания, М. И. Берулава, М. И. Тарнава, М. К. Цагурия; от фракции социал-демократов – И. Г. Пашалиди, В. Г. Гурджуа, М. С. Убирия, Д. В. Захаров) побывала в Тифлисе для переговоров с правительством ГДР. Однако грузинские руководители отказались обсуждать вопросы конституции, что стало нарушением пункта 2 Акта об автономии Абхазии. После месяца переговоров, 5 декабря, члены Конституционной комиссии НСА заявили, что «ввиду такого коренного расхождения взглядов Народного совета Абхазии и центральной власти по вопросу о порядке разработки и принятия конституции Абхазии, делегации выезжает обратно» (цит. по: Лакоба).
29 декабря 1920 г. Малая конституционная комиссия Учредительного собрания ГДР разработала проект «Положения об автономном управлении Абхазией». 4 января 1921 г., в ходе заседания НСА под председательством В. А. Шервашидзе, был одобрен протест конституционной делегации Абхазии в адрес президиума Учредительного собрания Грузии в связи с ущемлением прав НСА при рассмотрении вопросов автономии Абхазии. Несмотря на это, 21 февраля 1921 г. Учредительное собрание ГДР приняло конституцию республики, в которой была зафиксирована автономия в местных делах для Абхазии (Сухумский край), мусульманской Грузии (Батумский край) и Закатал (Закатальская область); в тот же день было принято и разработанное в Тифлисе «Положение об автономии Абхазии». Фактически конституция Грузии 1921 г. не успела вступить в действие, поскольку ещё 16 февраля Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА) начала Тифлисскую операцию 1921 г., завершившуюся советизацией Грузии.
4 марта 1921 г. отряды «Киараз» созданного в феврале того же года Революционного комитета Абхазии (его создание законодательно подтверждено 6 марта; председатель – Е. А. Эшба, члены – Н. А. Лакоба, Н. Н. Акиртава) при поддержке РККА заняли Сухум. В Абхазии была провозглашена советская власть, а НСА был распущен.