Тег

Сакральное

Сакральное
Найденo 4 статьи
Алтайцы. Бубен шаманский
Сакральные предметыСакральные предметы
Шаманский бубен
Шама́нский бу́бен, один из наиболее постоянных атрибутов шамана у народов Северной Европы, Северной и Центральной Азии. Имел круглую, овальную или яйцевидную форму. К внутренней части обечайки прикреплялись подвески и рукоять – обычно в виде перекладины или крестовины внутри корпуса. Мембрана делалась из кожи оленя, лося, лошади. На неё часто наносились рисунки, схематически изображающие вселенную. По бубну били колотушкой с концом, обёрнутым в шкуру. Бубен воспринимался как ездовое животное или другое средство передвижения шамана во время его путешествия, колотушка – как погонялка, плеть, весло. Для различных моментов камлания были характерны определённые способы звукоизвлечения. В конце 20 в. бубны широко распространились как элемент неошаманизма.
Сакральные предметы
Змеевик (амулет)
Змееви́к, условное название группы средневековых амулетов. На одной стороне несёт каноническое христианское изображение (Христа, Богоматери, святых), на другой – т. н. змеевидную композицию: изображение человеческой головы (реже – полуфигуры или полной фигуры), окружённой змеями. Змеевидная композиция является модификацией т. н. горгонейонов – классических изображений головы горгоны Медузы, использовавшихся как обереги.
Подвеска-змеевик
Социологи
Лукман Томас
Лу́кман То́мас (1927–2016), немецкий социолог, ученик и последователь А. Шюца, представитель феноменологической социологии, социологии повседневности, социологии религии, социологии морали, социологии языка и литературы. Видел философское обоснование социальных наук и возможность выхода из переживаемого современной наукой кризиса в «феноменологии жизненного мира». Автор концепции «невидимой религии», один из представителей «старой парадигмы» секуляризации, исследователь новых форм современного религиозного сознания.
Философия
Сакральные предметы
Марийская священная роща
Мари́йская свяще́нная ро́ща (кÿсо́то, о́то), у марийцев небольшая роща, отведённая для осуществления молельных практик, мольбище. В кÿсото проводят моления богам, как правило с жертвоприношениями животных (быков, гусей и т. д.) и символическими подношениями божествам ритуальной пищи. Обычно в рощах варят жертвенное мясо, приносят блины, квас и другие продукты. Ритуалы в рощах проводит марийский жрец – карт. Выделяют несколько категорий кÿсото: еш ото (семейные, родовые рощи, в которые ходят представители определённых семей), мер ото (общинные рощи, куда ходят жители деревни), тÿня ото (мировые рощи – рощи для посещения жителями нескольких деревень, для массовых молений), агавайрем ото (рощи для моления в праздник Агавайрем) и др. Традиционно в кÿсото ходят по особым праздникам: Сурем, Агавайрем или, в крайних случаях, с личными просьбами. Главными объектами в кÿсото являются священные деревья (онапу), как правило берёзы, липы, дубы, реже ели. Распространены запреты ходить в рощи без цели молиться, ломать в них ветки и деревья, мусорить.
Марийская священная роща