Тег

Русские поэтессы

Русские поэтессы
Найденo 5 статей
Зинаида Гиппиус. Конец 19 – начало 20 вв.
ЛитераторыЛитераторы
Гиппиус Зинаида Николаевна
Ги́ппиус Зинаи́да Никола́евна (1869–1945), русская поэтесса, прозаик, драматург, критик и публицист, литературно-общественный деятель. Основная проблематика творчества – религиозно-философские вопросы, в частности тема истинной любви к Богу, принципы «Третьего Завета» и их воплощение в жизненной практике (драма «Святая кровь», 1900; роман «Роман-царевич», 1913; рассказы и стихотворения); нравственные размышления в их тесной связи с социальными темами [романы «Без талисмана», 1896; «Победители», 1898; драмы «Нет и да (Грубые сцены)», 1906; «Зелёное кольцо», 1916 и др.]; изучение психологического устройства личности и природы любовного чувства (роман «Сумерки духа», 1900; рассказы конца 1920-х – начала 1930-х гг., составившие «Мемуары Мартынова» и др.). Автор книги воспоминаний «Живые лица» (1925) и др. Её литературно-критическая и публицистическая деятельность сыграла важную роль в культуре Серебряного века.
Литераторы
Миркина Зинаида Александровна
Ми́ркина Зинаи́да Алекса́ндровна (1926–2018), русская поэтесса. В центре творчества – тема мистической встречи человека с Богом. Для лирики характерны исповедальность, безыскусность и вместе с тем торжественность: сборники «Зерно покоя» (1994), «Мои затишья» (1999), «Один на один» (2002), «Нескончаемая встреча» (2003), «Из безмолвия», «Негаснущие дали» (оба – 2005), «Проникновенье света» (2008) и др. Среди других сочинений: автобиографическая повесть «Озеро Сариклен» (1995); сказки; литературно-философские эссе о Ф. М. Достоевском, А. С. Пушкине, Р. М. Рильке, М. И. Цветаевой. Переводы из Р. М. Рильке, Р. Тагора, суфийской поэзии.
Зинаида Миркина
Литераторы
Марина Цветаева в Музыкальном училище Зограф-Плаксиной
Марина Цветаева в Музыкальном училище Зограф-Плаксиной. М. И. Цветаева (Муся, как её называли в детстве) поступила в младшие классы Общедоступного музыкального училища В. Ю. Зограф-Плаксиной в возрасте 6 лет. «Первый музыкальный год» запомнился ей сильнейшим слушательским впечатлением, о котором спустя почти сорок лет она напишет в очерке «Мой Пушкин» (1937). Мать взяла Мусю на рождественский публичный вечер (так назывались концерты, где учащиеся выступали перед публикой). После сцен из «Русалки» А. С. Даргомыжского и «Рогнеды» А. Н. Серова исполнялась 3-я картина оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Сцена объяснения Онегина и Татьяны потрясла маленькую Марину – к недоумению и даже возмущению матери: «Ни одному ребёнку мира из всего виденного бы не понравилось "Татьяна и Онегин", все бы предпочли "Русалку", потому что – сказка, понятное. Прямо не знаю, что мне с ней делать!!!» (цит. по: Цветаева М. И. Мой Пушкин // Цветаева М. И. Проза. Москва, 1989. С. 32). Но Марине так открылась любовь: «Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и, может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь» (Цветаева М. И. Мой Пушкин. С. 32–33).
Марина Цветаева за роялем в доме в Трёхпрудном переулке
Литераторы
Лиснянская Инна Львовна
Лисня́нская И́нна Льво́вна (1928–2014), русская поэтесса. Для её неоромантической поэзии характерны религиозные мотивы. Любовная лирика акцентирует быстротечность и трагичность земной любви, одновременно греховной и возвышенной. Среди произведений: поэтические сборники «Это было со мною» (1957), «Верность» (1958), «Из первых уст» (1966), «Одинокий дар» (1995), «В пригороде Содома» (2002), «Сны старой Евы» (2007), повесть «Величина и функция» (1999).
Инна Лиснянская во время торжественной церемонии награждения на 16-й Московской международной книжной выставке-ярмарке. 2003
Литераторы
Матвеева Новелла Николаевна
Матве́ева Нове́лла Никола́евна (1934–2016), русская поэтесса. Лирику Н. Н. Матвеевой, отмеченную сочетанием романтики в духе А. С. Грина и смелой фантастики, волевой устремлённости и детской наивности, отличают выразительные образы экзотических стран, многочисленные историко-культурные реминисценции: сборники «Кораблик» (1963), «Душа вещей», «Солнечный зайчик» (оба – 1966), «Ласточкина школа» (1973), «Река» (1978), «Страна прибоя» (1983) и др. В поздних стихах усиливается этическая проблематика: сборники «Хвала работе» (1987), «Нерасторжимый круг» (1991), «Сонеты» (1998) и др. Автор и исполнитель песен на собственные стихи и стихи мужа, поэта И. С. Киуру. Песенной природой произведений Матвеевой определяются особенности их композиции (куплетная форма с использованием рефрена), своеобразие метрики (логаэды, полиметрические сочетания), музыкальность интонации.
Новелла Матвеева. 1970