#Малайская литератураМалайская литератураИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегМалайская литератураМалайская литератураНайденo 6 статейЛитературно-исторические памятникиЛитературно-исторические памятники «Тухфат-ан-нафис»«Тухфа́т-ан-нафи́с» (малайск. Tuhfat-al-Nafis, от араб. تحفة النفيس – Драгоценный дар), историческая хроника, излагающая малайскую, а затем малайско-бугийскую историю от основания Сингапура (1299) до 1-х десятилетий 19 в.; важный памятник по истории Джохора. Одна из джохорских хроник. Написана малайским писателем Энгку Хаджи (1779 – около 1855) и его сыном – Раджой Али Хаджи. Закончена в 1866 г., опубликована в 1923 г. в Лондоне. Русский перевод: Раджи Али Хаджи. Тухфат ан-Нафис (Драгоценный дар) / введ., пер. и коммент. Т. А. Денисовой. Москва, 2016.Литераторы Пенглипур лараПенглипу́р ла́ра (penglipur lara, буквально – «утешитель печали»), народные сказители в малайскоязычной культуре. Исполнение сказок и легенд перемежают стихотворными вставками (шаир, пантун, селока) и сопровождают игрой на музыкальных инструментах. Согласно их представлениям, рассказ исцеляет душу благодаря высоким эстетическим достоинствам и сильному переживанию аффекта (любви, печали, горя). В прошлом сказители наряду с далангами выступали в качестве носителей культуры, просвещения и источников новостей. Среди известных сказителей конца 19 – начала 20 вв. – Паванг Ана и Мир Хассан, рассказы которых записаны английскими собирателями фольклора У. Е. Максвеллом и Р. О. Уиндстедом и изданы в 1900–1920-х гг.; Новейшего времени – Ромли Махмуд по прозвищу Аванг Батил (род. 1956). В Келантане известны под названием ток селампит.Направления, стили, жанры в литературе СелокаСело́ка (seloka), жанр малайской поэзии, четверостишие со сплошной рифмовкой, построенное на параллелизме. Селоки выступают самостоятельными произведениями или вставляются в шаиры и рассказы народных сказителей – пенглипур лара. Пример селоки:Направления, стили, жанры в литературе ТеромбаТеро́мба (малайск. teromba), жанр традиционной малайской нерифмованной поэзии на тему адата. Привнесён на Малакку переселенцами минангкабау с Суматры в 17 в., распространён главным образом в штате Негри-Сембилан (Малайзия). Пример теромбы:Направления, стили, жанры в литературе ХидаятХидая́т [hidayat; от араб. هداية – «руководство»; известен также как насихат (nasihat), от араб. نصيحة – «совет»], в малайской литературе – дидактическое сочинение, предназначенное для правителей. Восходит к персидским образцам; близко к европейскому княжескому зерцалу. Произведения основываются на идеях справедливости и человеческого достоинства и содержат в себе теоретические и практические наставления из сферы политики и администрирования. Первый и один из наиболее известных хидаятов – «Тадж ас-салатин» («Корона царей», 1603; русский перевод 2011) Бухари аль-Джаухари (дословно – Ювелир из Бухары или Бухарец из Джохора, 16–17 вв.), преподнесённый аческому султану Алауддину Риаят-шаху (правил в 1588–1604).Литераторы Мохаммад Саллех Пенгиран ШармаюдаМоха́ммад Салле́х Пенги́ран Шармаю́да [Mohammad (также Мухаммад, Muhammad; Мохд, Mohd.) Salleh Pengiran Syarmayuda] (ум. 1858), брунейский царедворец и литератор. Наместник султана в Сараваке. Написанная им в 1845 г. по пути из Саравака в Бруней поэма «Шаир Ракис» («Syair Rakis») объёмом в 175 строк считается шедевром брунейской литературы. В ней содержится предупреждение об опасности, которую западные державы, прибегающие к различным уловкам для расширения власти на архипелаге, представляют для суверенитета малайских правителей. Участвовал в подавлении восстания даяков, погиб в одной из битв с восставшими. Почётный титул Шахбандар (от перс. شهبندر, дословно «начальник порта»).