Золотник (механизм)
Золотни́к, устройство в машинах и механизмах, служащее для управления потоком рабочей жидкости, пара или газа. Простейший (коробчатый) золотник изобрёл английский механик У. Мёрдок (1799); золотниковое распределение топливной смеси было применено в 1860-х гг. Э. Ленуаром для двигателя внутреннего сгорания в качестве впускного и выпускного клапанов. Распространение получил цилиндрический золотник: два поршня на общем штоке, которые перемещаются во втулке (корпусе) с отверстиями (окнами). При возвратно-поступательном движении поршня внутри цилиндра золотника осуществляет периодический впуск рабочего тела в цилиндр и выпуск отработавшего газа в атмосферу через окна, соединяя при этом в требуемой последовательности рабочие полости машины. Для обеспечения лёгкого скольжения поршня необходима достаточно высокая точность обработки внутренней полости цилиндра, т. н. золотникового зеркала. Золотник (плоский, цилиндрический, клапанный и др.) применялся в системах парораспределения для регулирования мощности в паровых машинах. Современные золотники используются в гидросистемах рабочих органов дорожных, строительных и других машин. Управление золотником осуществляется: вручную (с помощью системы рычагов, тяг); дистанционно-механическим (гибкими тросиками), дистанционно-гидравлическим или электрогидравлическим способами. Золотники могут иметь несколько фиксированных положений (2-, 3-, 4-позиционные), что обеспечивает поочерёдное или одновременное управление несколькими исполнительными механизмами, т. е. позволяет совмещать операции в рабочем цикле машины.