Закон Клавдия
Зако́н Кла́вдия (лат. lex Claudia de nave senatorum), принятый в 218 г. до н. э. закон, запрещающий сенаторам и их сыновьям владеть морским кораблём вместимостью свыше 300 амфор.
Общепринятой датой принятия закона Клавдия является 218 г. до н. э., однако предлагались и другие датировки – от 223 до 219 гг. до н. э. (Ф. Кассола, К. Николе, Э. Габба). Основным источником сведений о законе является произведение «История Рима от основания города» Тита Ливия, её дополняют пьеса Тита Макция Плавта «Купец» и вторая речь «Против Верреса» Марка Туллия Цицерона.
Ливий пишет о «новом законе, предложенном народным трибуном Квинтом Клавдием, против воли сената и при содействии одного только Гая Фламиния из среды сенаторов, – чтобы никто из сенаторов или сыновей сенаторов не владел морским кораблём вместимостью свыше трёхсот амфор» (Liv. XXI. 63. 3). По мнению исследователей (К. Брингманн, Ф. Кассола, Р. М. Эррингтон, Р. Фиг Вишня, К. Николе, М. Кроуфорд), обстоятельства принятия закона переданы не точно. Ливий весьма тенденциозно освещает политическую деятельность Гая Фламиния; едва ли у законодателя совсем отсутствовали сторонники в Римском сенате.
Учёными делались попытки рассчитать максимально дозволенный тоннаж судна. Назывались цифры 7–8 т (Р. Дункан-Джонс, Н. Розенштайн), 80 гл. (Ж.-П. Морель), однако это слишком малое водоизмещение для морского корабля. Соответственно закон Клавдия разрешал только речные перевозки или вдоль побережья.
Ливий объясняет цифру 300 амфор следующим образом: «Эта вместимость считалась законодателем достаточной, чтобы привезти в город из деревни припасы для собственного употребления; торговля же признавалась для сенаторов безусловно позорной» (Liv. XXI. 63. 4).
Формулировка правовой нормы запрещала сенатору или его сыну быть собственником корабля, но этот запрет можно было легко обойти с помощью подставных лиц или вольноотпущенников. Во время суда над сенатором Верресом (70 до н. э.), его обвинитель Цицерон иронично отказывается спрашивать, по какому праву тот построил корабль. Он называет закон Клавдия старым и отжившим, хотя закон продолжал существовать на прежних условиях в 59 г. до н. э., а также упоминается в 3 в.
Закон Клавдия породил бурную дискуссию среди историков, в которой высказывались многочисленные, иногда прямо противоположные мнения о его сути. Обсуждению подверглось преимущественно соотношение экономических, политических, социальных и военных аспектов закона.
Приверженцы первой, «политической», линии трактовки (Т. Моммзен, Г. Хилл, Ф. Де Мартино, Ф. Кассола) видели в законе Клавдия прежде всего средство отстранения сенаторов от торговой деятельности. Представители другой, «экономической», линии рассматривали закон Клавдия как инструмент для превентивного ограничения интересов сенаторов сферой земледелия (Т. Франк, Э. Габба, М. Кроуфорд). По их мнению, закон предохранял политическую элиту от рискованных инвестиций и имел целью предотвращение банкротства. Приверженцы третьей, «идеологической», линии полагали, что закон Клавдия не выражал чьи-либо торговые или финансовые интересы, но закреплял за сенаторами определённые социальные функции и наделял их соответствующей репутацией (К. Николе, Э. Грюэн, Э. Бальтруш). Представители четвёртой, «военной», линии (Р. М. Эррингтон, Р. Фиг Вишня, К. Брингманн) считали, что закон был порождён конкретной ситуацией начала Второй пунической войны). В. А. Квашнин склоняется к последней концепции. Он указывает, что в 218–201 до н. э. римляне нуждались в большом количестве грузовых кораблей, необходимых для перевозки войск и продовольствия. Закон Клавдия выступал как превентивное средство против коррупции в господствующем классе (Р. Эррингтон, Р. Фиг Вишня, К. Брингманн), а кроме того, в завуалированной форме конфисковывал у сенаторов морской транспорт (А. Пеллетье, К. Брингманн). Закон не был отменён после войны, поскольку на передний план вышла его моральная составляющая и принцип отделения политической деятельности от предпринимательской.
Некоторые исследователи (Э. Бальтруш, В. А. Квашнин) видят в законе Клавдия предшественника законов против роскоши (закон Оппия 215 до н. э., закон Цинция 204 до н. э., закон Орхия 181 до н. э., закон Вокония 169 до н. э., закон Фанния 161 до н. э., закон Дидия 143 до н. э., закон Лициния 131 до н. э.).