Закавказские магометанские духовные правления шиитского и суннитского учений
Закавка́зские магомета́нские духо́вные правле́ния шии́тского и сунни́тского уче́ний (ЗМДП), административные учреждения, осуществлявшие управление религиозными делами мусульман в Закавказье в 1872–1917 гг. «Положение об управлении Закавказского мусульманского духовенства шиитского учения» и «Положение об управлении Закавказского мусульманского духовенства суннитского учения» (далее – Положения) были утверждены высочайшим указом императора Александра II от 5(17) апреля 1872 г. Официальное открытие обоих правлений состоялось 2(14) января 1873 г. в Тифлисе (ныне Тбилиси). Проект «Положений» был разработан специальной комиссией, созванной по инициативе кавказского наместника великого князя Михаила Николаевича.
При учреждении Закавказских магометанских духовных правлений суннитского и шиитского учений во главу угла ставилась контрольная функция: «обеспечить за правительством средство надзора и контроля над действиями лиц, которых их религиозные убеждения часто ставят во враждебные к нему отношения» (Рыбаков. 1917. С. 9). Такой подход, по мнению чиновников, был обусловлен тем, что «мусульмане, составляя во многих местностях Закавказья сплошное почти население, находятся в постоянных сношениях с чужеземным духовенством, враждебным ко всему русскому» (Ислам в Российской империи. 2001. С. 273).
ЗМДП находились в ведении Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД и кавказского наместника (1872–1881, 1905–1917), а также главноначальствующего гражданской частью на Кавказе (1881–1905).
Юрисдикция духовных правлений распространялась на мусульман Бакинской, Елисаветпольской, Тифлисской и Эриванской губерний. В ряде случаев ЗМДП могли рассматривать религиозные дела мусульман Северного Кавказа. Юрисдикция Закавказских духовных правлений не распространялась на мусульманские общины в Батумской, Карсской и Дагестанской областях, Закатальском и Сухумском округах и Черноморской губернии. Вопрос о подчинении данных регионов какому-либо муфтияту обсуждался, но так и не был решён положительно.
Российское правительство целенаправленно создавало в Закавказье из служителей исламского культа привилегированное сословие. Во главе ЗМДП стояли шейх уль-ислам (в шиитском правлении) и муфтий (в суннитском правлении). Они вслед за кавказским наместником утверждались в должности императором. Мусульманское духовенство в округе ЗМДС делилось на высшее и приходское (мечетское). К высшему духовенству принадлежали шейх аль-ислам, муфтий, кадии, ахуны, афанди, имам-хатибы, имам-джума, проповедники-ваизы, мударрисы. После 20 лет безупречной службы представители высшего духовенства приобретали права личного дворянства и личных почётных граждан. Дети шейх аль-ислама или муфтия, прослуживших беспорочно не менее 20 лет, пользовались правами потомственного почётного гражданства, а дети чинов высшего закавказского мусульманского духовенства (как шиитского, так и суннитского), прослуживших также не менее 20 лет, – правами личного почётного гражданства. Представители высшего и приходского духовенства освобождались от казённых податей и телесного наказания.
Надзор за мусульманскими приходами осуществляли губернские собрания (маджлисы), действовавшие в каждой из четырёх губерний округа ЗМДП. Для шиитов и суннитов учреждались отдельные собрания. Они выполняли следующие функции: служили апелляционной инстанцией шариатского суда уездных кадиев, проводили экзамены для кандидатов на должность имамов пятничных мечетей, кадиев и мударрисов, осуществляли надзор за деятельностью учебных заведений, управляли вакуфным имуществом и др. В 1879 г. в г. Гори было открыто татарское отделение при Закавказской учительской семинарии, осуществлявшее подготовку примечетного духовенства.
Порядок регулирования статуса и деятельности ЗМДП служил образцом для проектов реформ Оренбургского магометанского духовного собрания в начале 20 в. Кавказские наместники и главноначальствующие гражданской частью на Кавказе пытались распространить действие «Положений» 1872 г. на Северный Кавказ, но эти предложения не были поддержаны Правительством. Созванной по инициативе кавказского наместника И. И. Воронцова-Дашкова комиссии было поручено составить новый проект «Положений», регулирующих статус и деятельность ЗМДП. Новый проект «Положений об управлении мусульманским духовенством Кавказского края» был представлен 25 мая (7 июня) 1906 г. Шейх аль-ислам и муфтий также подготовили свои собственные проекты реформирования ЗМДП. Но ни один из проектов не получил одобрения в Государственном совете.
После Февральской революции 1917 г. ЗМДП прекратили своё существование. Современное Управление мусульман Кавказа, учреждённое в 1992 г., считает себя правопреемником ЗМДП.