Взаимозаменяемость (в технике)
Взаимозаменя́емость, свойство деталей, узлов механизмов или другой продукции (сырья, материалов), которое позволяет равноценно заменять любой из множества экземпляров изделий (или материалов) другим однотипным экземпляром (или материалом) при сохранении всех предъявляемых к ним требований. При проектировании, изготовлении и эксплуатации изделий основываются на принципе взаимозаменяемости – комплексе правил, выполнение которых обеспечивает полную или неполную взаимозаменяемость. Полная взаимозаменяемость позволяет осуществлять сборку без дополнительной обработки (беспригоночную) любых однотипных изделий. При этом взаимозаменяемость достигается только тогда, когда количественные и качественные характеристики деталей и узлов после изготовления изделий находятся в заданных пределах, а собранные изделия удовлетворяют техническим требованиям. Когда обеспечение полной взаимозаменяемости экономически нецелесообразно (не требуется высокая точность), выполняют сборку, соответствующую неполной (ограниченной) взаимозаменяемости: осуществляют пригонку заменяющих элементов, используя регулировку, доводку и другую обработку; ставят компенсаторы в соединениях; используют групповой подбор элементов.
Различают также внешнюю и внутреннюю взаимозаменяемость. Внешняя взаимозаменяемость проводится по эксплуатационным показателям, размерам, форме изделий, присоединительным параметрам и др. Внутренняя взаимозаменяемость распространяется на детали, входящие в отдельные узлы, или на составные части механизма. В документах на изготовление и эксплуатацию указывается уровень взаимозаменяемости данного изделия (продукта), который характеризуется коэффициентом Kв, равным отношению трудоёмкости изготовления взаимозаменяемых деталей (узлов) к общей трудоёмкости изготовления изделий.