Воздушные шары в осаждённом Париже 1870–1871
Воздушные шары в осаждённом Париже 1870–1871 гг. Важным этапом в развитии французской аэронавтики и одной из ярких страниц франко-германской войны 1870–1871 гг. было использование воздушных шаров в осаждённом Париже.
В течение сентября 1870 г. в городе было оперативно налажено массовое производство воздушных шаров, использовавшихся как для наблюдения за неприятельскими позициями, так и для доставки корреспонденции. Крупнейшие мастерские по их созданию были развёрнуты на простаивавших без дела парижских железнодорожных вокзалах: Северном, Лионском, Аустерлицком, Орлеанском.
Оболочки воздушных шаров шились из перкаля и покрывались лаком, изготовленным на основе льняного масла. Для наполнения воздушных шаров использовался светильный газ (смесь водорода с метаном), широко использовавшийся для уличного и домашнего освещения. Средний объём аэростатов составлял 2 тыс. м3.
23 сентября 1870 г. инженер К. Ж. Дюрюоф на борту воздушного шара «Нептун» совершил первый благополучный перелёт над вражескими позициями. С 27 сентября декрет правительства национальной обороны узаконил рождение «воздушного почтового сообщения» во Франции. К отправке «аэропочтой» принимались письма на тонкой папиросной бумаге без конвертов. Некоторые аэростаты брали пассажиров (до двух человек помимо пилота), а также вывозили почтовых голубей для оперативной обратной связи провинции со столицей. Запускались и беспилотные воздушные шары с почтой.
В ряды аэронавтов рекрутировали добровольцев из моряков и гимнастов, привычных к работе на высоте. Для большей скрытности полётов от противника, начиная с 12 ноября 1870 г., все запуски аэростатов осуществлялись в ночное время. В результате направление их полёта стало ещё более непредсказуемым. Срочность отправлений не позволяла дожидаться благоприятных ветров, что приводило к случаям падения воздушных шаров в Атлантику и приземлениям вне французских границ – в Бельгии, Голландии, Германии и даже Норвегии. В руки противника, однако, попало всего 5 аэростатов. Огнём с земли был сбит только один.
Воздушные шары оказались единственным практичным и надёжным средством сообщения блокированной столицы с остальной Францией. Подсчитано, что за время осады 67 аэростатов перевезли 164 человека, 381 почтового голубя, 5 собак и свыше 2 млн писем общим весом в 11 т.
Стоит отметить, что во время войны аэростаты использовались обоими противниками и за пределами Парижа.