Воробьёва Милица Георгиевна
Воробьёва Ми́ли́ца Гео́ргиевна [18(31).7.1914, Москва – 6.12.1991, там же], советский и российский археолог. Родилась в семье военного. Получила среднее специальное образование, работала учителем в школе. В 1939 г. поступила на исторический факультет Московского государственного университета (МГУ). С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. участвовала добровольцем в мероприятиях по обороне Москвы, работала в госпитале. После возобновления в 1942 г. занятий в оставшейся в столице части МГУ (основной состав был эвакуирован в Ашхабад) продолжила обучение, окончив университет в конце 1945 г. (Мерперт Н. Я. Из прошлого: далекого и близкого. Москва, 2011. С. 83). В 1946–1949 гг. в аспирантуре Института истории материальной культуры АН СССР (ИИМК; головное отделение в Москве, ныне Институт археологии РАН) под научным руководством С. П. Толстова. Защитила кандидатскую диссертацию «Керамика Хорезма рабовладельческой эпохи» в 1954 г., опубликовала её через 5 лет (Воробьёва. 1959). С 1949 г. работала в Хорезмской археолого-этнографической экспедиции (ХАЭЭ; с 1986 сектор этноархеологии; научный сотрудник) Института этнографии АН СССР.
В 1940 г. находилась в составе экспедиции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) в Фанагории (руководитель В. Д. Блаватский). В 1945 г. вместе с Н. Я. Мерпертом направлена от МГУ в Керченский историко-археологический музей (ныне Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник) для восстановления его фондов после войны: инвентаризации и реставрации музейных предметов, подготовки выставки, работ в «Царском кургане» и др. (Мерперт. 2011. С. 77–83). Одновременно участвовала в исследованиях Пантикапея с экспедицией ИИМК и ГМИИ (начальник В. Д. Блаватский). Во 2-й половине 1940-х гг. в составе ХАЭЭ изучала Топрак-Калу, Алтын-Асар и другие памятники. В 1954–1957 гг. начальник западного раскопа при изучении культового центра в правобережном Хорезме Кой-Крылган-Калы. Возглавляя отдельные отряды ХАЭЭ, в 1955–1956 и 1959–1960 гг. проводила комплексные исследования в урочище Дингильдже (полностью раскопана центральная усадьба 5 в. до н. э. и детально изучен антропогенный ландшафт Дингильжинского ирригационного района), в 1958–1960 гг. вела раскопки городища Бабиш-Мулла 1, в 1959–1960 гг. – древнего Хазараспа, в 1972–1975 гг. – крепости Капарас (находилась в зоне затопления Туямуюнского водохранилища).
Круг научных интересов Воробьёвой охватывал ряд проблем древней истории и археологии Хорезма. В ходе подготовки кандидатской диссертации она разработала первую типологию и периодизацию керамики Хорезма с середины 1-го тыс. до н. э. по середину 1-го тыс. н. э., доныне не претерпевшую существенных изменений. Важной частью её исследований выступали анализ и реконструкция хорезмийских обжигательных горнов. Воробьёва выделила три резкие смены в технологии формовки керамических сосудов, сопровождавшиеся появлением новых типов керамики и отразившиеся сначала, на рубеже 4–3 вв. до н. э., на улучшении качества продукции, затем частичном его снижении с рубежа 1–2 вв. н. э. (переход на ручную лепку хумов и упрощение форм сосудов) и существенном ухудшении с конца 4 в. [ручная лепка из грубой глиняной массы с примесью крупно дроблённого гипса и дресвы (Воробьёва. 1959; Воробьёва. 1961)].
Особой темой работ Воробьёвой стала хорезмийская художественная терракота. Согласно её исследованиям, происхождение антропоморфной терракоты Хорезма связано с доэллинистической и эллинистической малоазиатской традицией, что отличало регион вокруг Амударьи от путей развития данного типа изделий в южных областях Средней Азии. Обратившись к анализу концепции «Большого Хорезма», Воробьёва предприняла попытку определения границ доахеменидского государственного образования хорезмийцев, придя к выводу, что имевшиеся у античных авторов (Гекатей Милетский, Геродот) сведения о землях «хорасмиев» касались лишь их южных окраин. При этом южная граница, по её заключению, проходила между памятниками Кош-Кала 1 и Одей-Депе к северо-западу от современного г. Чарджоу в среднем течении Амударьи (Воробьёва. 1979).