Винтокрыл
Винтокры́л, летательный аппарат вертикального взлёта и посадки, у которого подъёмная сила создаётся одним или двумя несущими винтами (НВ) и крылом. Иногда винтокрыл называют комбинированным вертолётом. Вертикальный взлёт и посадка винтокрыла, как и вертолёта, осуществляются с помощью НВ. После набора скорости винтокрыл летит как самолёт. Необходимая для горизонтального полёта пропульсивная сила создаётся равнодействующей аэродинамических сил НВ, направленной по скорости полёта воздушным винтом (ВВ) или реактивным двигателем.
Интенсивные разработки винтокрылов в 1940–1960-х гг. обусловлены необходимостью увеличения максимальной скорости вертолётов (300–350 км/ч), ограниченной из-за несимметричной обдувки лопастей НВ. Одним из способов увеличения максимальной скорости винтокрыла (до 500 км/ч) является разгрузка НВ крылом и создание пропульсивной силы. На максимальной скорости полёта крылом создаётся до 75–90 % подъёмной силы винтокрыла, а НВ может работать в режиме авторотации. Основные недостатки винтокрыла: сложность конструкции, низкая относительная масса перевозимого груза (весовая отдача), высокая стоимость.
Первый отечественный винтокрыл – ЦАГИ 11-ЭА (одновинтовой схемы) – разработан и построен (1936) под руководством И. П. Братухина. В начале 1950-х гг. в ОКБ Братухина создан проект 10-местного винтокрыла поперечной схемы. В 1959 г. в ОКБ Н. И. Камова построен экспериментальный винтокрыл поперечной схемы Ка-22 с двумя НВ и двумя турбовинтовыми двигателями; максимальная взлётная масса 42,5 т. В 1961 г. на Ка-22 установлены 8 мировых рекордов, в том числе максимальной скорости полёта (356 км/ч) и подъёма груза (массой 16 485 кг на высоту 2588 м).
За рубежом к числу наиболее известных относятся винтокрылы, построенные по одновинтовой схеме: XV-1 фирмы McDonnell Douglas Helicopter Company (США) с реактивным НВ и толкающим ВВ (1954); транспортный Fairey Rotodyne фирмы Fairey Aviation Co. (Великобритания) с взлётной массой 17,7 т, реактивным НВ и двумя ВВ (1957); 16Н-1 фирмы Piasecki Aircraft (США) с толкающим ВВ в кольцевом кожухе (1962); боевой винтокрыл АН-56А Cheyenne фирмы Lockheed Corporation (США) с двумя ГТД и толкающим ВВ (1965); S-72 RSRA фирмы Sikorsky (США) с двумя дополнительными маршевыми турбореактивными двухконтактными двигателями (1976). Ведутся исследования по созданию новых перспективных тяжёлых военно-транспортных и скоростных пассажирских винтокрылов.